Рабочая программа МА_начальный уровень 2023-2024

Accot paqun wtmeilteKmyanbHo:-msopqecKozo pa36umut Jtuuuo cmu

Yrnepx4eua
Ns 121

or <07> uwrrr2023r.
T
B.H. MaryrreBa

v

,{ono.nnnreJrbHaff o6qeo6pa3oBaTerbHafl
o6qep arwrBarotrIas [porpaMMa
66Menra;rrnan aplrQnnerrrKa.

Ha.rarBHrrfi yponeHrtt

Hanpaueuuocrb: coquaJlbHo-neAarorla.lecKat
Bo3pacr o6yraroqr.rxcs:6-7 tet
Cpor peaJrr,r3arllru nporpduurr :
I y.re6HHft ro,[

\r'
CocrasureJrr4 rrporpaMMbr

:

Banrraroea Ataacrlacus. Anercau4poBHa,

-

K.(fus.-rraar. HayK,

Manymena Bepa HurcoJraeBHa,
rreAaror AorronHureJrbHoro o6paeonauua

Cypryr,
2023 r.

Оглавление
Раздел 1. О программе
1.1. Пояснительная записка...............................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы...........................................................................................................8
1.3. Содержание программы..............................................................................................................9
1.4. Планируемые результаты..........................................................................................................15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий..............................................16
2.1. Учебный план.............................................................................................................................16
2.2.

Методическое

обеспечение

и

условия

реализации

программы..........................................................................................................................................18
2.3. Формы аттестации......................................................................................................................19
2.4. Оценочные материалы...............................................................................................................19
Раздел 3. Список литературы........................................................................................................21

2

Раздел 1. О программе
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной программы – социально-педагогическая.
Актуальность

направления

дополнительного

образования.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика. Начальный
уровень» составлена на основе китайской методики, обучающей детей считать в уме быстрее
калькулятора. Способность устно считать развивается у детей в процессе регулярных
тренировок, и формируется этот навык «автоматически». Как говорят родоначальники
ментальной арифметики, навык устного счета – это «побочный эффект».
Основная же цель данной методики – развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей, возможностей восприятия и обработки информации через использование
методики устного счета, а также развитие способности концентрировать внимание,
сосредотачиваться,

развитие

фотографической

памяти,

способности

самостоятельно

принимать решения. Данные качества получают развитие благодаря грамотным тренировкам
арифметических вычислений на специальных счетах – абакусе, воображения бусин счет в уме
и мысленным манипуляциям с ними.
Рабочая программа по общеразвивающему направлению "Ментальная арифметика.
Начальный уровень" разработана на основе учебных пособий:
- Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999.
- The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March 9, 2003 и
других.
Программа "Ментальная арифметика. Начальный уровень" - это система развития мозга,
основанная на использовании абакуса, с помощью которого возможно решать арифметические задачи
любой сложности. Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития
умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию
интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы
тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями.
И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит
у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются
на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее
ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:



Развитию межполушарного взаимодействия;



Развитию

навыков

быстрого

счета
3

и

наиболее

полному

раскрытию

интеллектуального и творческого потенциала;


Развитию уверенности в собственных силах;



Развитию способности концентрировать внимание, сосредотачиваться



Развитию

фотографической

памяти,

способности

самостоятельно

принимать

решения.
Данные

качества

получают

развитие,

благодаря

грамотным

тренировкам

арифметических вычислений на абакусе, образному мышлению. Быстрый счет происходит
благодаря

мысленным манипуляциям с воображаемыми

бусинами

абакуса. Так как

технология ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и соотнесение
образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о совместном
развитии правого полушария головного мозга и левого, что приводит к гармоничному
развитию личности ребенка и эффективному развитию его интеллектуальных способностей.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное
развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и
пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и
наблюдательность.

Работа

в

группе

помогает

детям

улучшить

навыки

коммуникации

и

взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.

Развитие нейронных связей между правым и левым полушариями

головного мозга

ребенка – очень важный процесс, который необходимо начинать с 3-летнего возраста. У детей
с 0 до 3 лет правое полушарие является доминирующим – дети мыслят образами, у них
богатое воображение. В последующие годы активность правого полушария начинает
постепенно спадать. Однако в возрасте 7-12 лет можно «подхватить» процесс развития
правого полушария, и в этом случае развитая зрительная память, концентрация внимания и
скорость мышления сыграют весьма полезную роль в процессе обучения ребенка в школе и
последующих годах жизни.
Как писал в своей книге "Дети гениев" японский профессор М. Шичида, являющийся
членом Международной академии образования и советником Японской ассоциации по
математике, - правое полушарие носит название "изображение мозга". Именно эта часть мозга
позволяет визуализировать информацию и видеть сны. Имея развитое воображение и
хорошую зрительную память, человек получает немедленный доступ к информации,
хранящейся в памяти, и способен воспроизвести прочитанную книгу, просматривая каждую
страницу в уме, словно фотоснимок. По его мнению, "когда правое и левое полушария будут
хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все
наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают
огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью,

4

причем вся информация является им понятой, а также они способны улучшить свои
спортивные возможности".
Каким же образом осуществляется развитие правого полушария у детей посредством
ментальной арифметики? Данный процесс начинается уже с первых занятий, когда дети
знакомятся с китайскими счетами – «абакусом», пробуют перемещать бусины, развивая при
этом мелкую моторику пальцев, и делают первые попытки устного счета. При этом каждая
цифра ассоциируется у ребенка с определенной комбинацией бусин на абакусе (абаке). Таким
образом, решая длинные и сложные примеры, дети представляют абак в уме в виде
изображения, и, играючи с бусинами, «считывают» ответ. При этом применяются различные
техники тренировок устного (ментального) счета с одновременным выполнением физических
упражнений, рассказыванием стихотворения, или пением. Как показывает опыт, дети делают
одновременно несколько дел, при этом правильно вычисляют арифметические задачи, не
испытывая каких-либо сложностей. Ребенок силой мышления и за счет развитой зрительной
памяти способен считать в уме до 5-значных чисел быстрее калькулятора. Процесс устного
счета протекает быстрее в разы и точнее, по сравнению с детьми, не владеющими техникой
«ментальная арифметика».
Приобретенные навыки и способность запоминать больше информации, производить
устный счет быстрее взрослых, способность быстро концентрировать внимание и не
отвлекаться на посторонние помехи – все это,

несомненно, повышает у детей чувство

уверенности в себе, улучшает качество обучения детей, способствует раскрытию творческого
и интеллектуального потенциалов.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей
школьного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную
деятельность ребенка и его творческое начало. Обучение по данной программе позволяет
ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие курс, с
легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные
числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет
представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности
человека.
Программа дополнительного образования детей школьного возраста предполагает:


новое решение проблем дополнительного образования;



новые методики преподавания;



новые педагогические технологии в проведении занятий;



нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

5

Педагогическая
создания

условий

целесообразность
для

данной

формирования

у

программы
школьников

обусловлена важностью
навыков

абстрактного

(пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального
развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения
обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда
количество информации постоянно растет, и очень важно научиться с ней грамотно работать,
«пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических занятий и
занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки у
ребенка, а также позволяет легко и радостно включить школьника в процесс обучения.
Особенностью программы является то, что на каждом занятии дети считают при
помощи

специального

предмета

–

абакуса.

Счет

производится

двумя

руками,

ассиметричными пальцами правой и левой рук, что, как уже говорилось выше, приводит к
развитию межполушарных связей, после закрепления счета на абакусе, обучающиеся
переходят к ментальному счету – мысленно представляя косточки абакуса в своем
воображении и «передвигая» их. В домашнем задании предусмотрено отрабатывание счета
как на абакусе, так и ментально. Обязательным элементом занятия являются упражнения на
интерактивном тренажере, что дает возможность считать всё быстрее и лучше. Кроме того, в
методике сделан акцент на развитие фотографической памяти. В процессе решения примеров
обучающиеся запоминают не одно число, а ряд чисел со знаками. На занятиях и дома ребята
выполняют специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику, одновременно
закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются
фундаментальными. Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через
установление нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления примеров
постепенно в комфортных для ребенка условиях. При данной работе с детьми у них
формируются

важные

качества

личности:

самостоятельность,

наблюдательность,

находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные
навыки. В ходе решения задач школьники учатся концентрироваться на поставленной задаче,
не отвлекаться и быстро выполнять упражнения.
Основные принципы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя
развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность

6

Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции
(например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного
развития.

Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование
от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует
оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию
реализации функции.

Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более
успешной

реализации

способностей

ребёнка.

Повышение

уровня

познавательного

и

интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития
ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической
экспериментальной деятельности.

Возраст обучаемых
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Объем и срок освоения Программы
Программа "Ментальная арифметика. Начальный уровень" рассчитана на период обучения от один
учебный год..

Форма обучения – очная.
Особенности организации
Постоянные группы формируются примерно одного возраста. Состав группы 5-9 человек.

Роль и место курса в структуре учебного плана. Современная эффективная методика
развития интеллектуально-творческих способностей «Ментальная арифметика. Начальный
уровень» является самостоятельной программой дополнительного образования детей. Полный
курс "Ментальная арифметика" состоит из 3 модулей. Настоящая учебная программа
разработана для начального уровня детей (первого либо второго года обучения), 1 модуль.
Обеспечение образования для лиц с ОВЗ. Для обеспечения образования инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация данной программы может

7

осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических
требований,

исходя

из

индивидуальных

возможностей

и

по

личному

заявлению

обучающегося.
Алгоритм учебного занятия. Для данной программы в основном характерна
следующая структура занятия:
1. организационное начало – приветствие обучающихся;
2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов по теме занятия;
3. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
4. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками).
5. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся;
6. подведение итогов занятия, обсуждение результатов. Каждое занятие по темам
программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное
место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует
силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение всего занятия. Каждое
занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда.
Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный, сравнительный анализ работ,
важный не только для педагога, но и для учащихся. Чем больше самостоятельности
предоставляется детям, тем надёжнее и осознаннее становятся приобретенные ими знания,
умения, навыки.
1.2. Цели и задачи программы
Целью Программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а

также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики
устного счета.
Основные задачи:
1.Развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
2.Сформировать у обучающихся теоретические знания в области ментальной арифметики;
3. Улучшить зрительную, слуховую и фотографическую память, логики.
4. Повысить способности к концентрации и внимательность;
5. Развить

творческий

потенциал

обучающегося,

исходя

из

его

природных способностей;
6. Повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к
точным наукам - арифметике и математике.
8

7. Развить у обучающихся практические навыки:
- работы на абакусе,
-фокусировки внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры
динамические и статические);
- ментального счета с отвлекающими факторами.
Объем изучения курса:
Программа начального уровня рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 30 минут с перерывом. Продолжительность обучения – 9 месяцев (1 учебный год).
Форма организации занятий - групповая.
Настоящая программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Группы работают над
изучением одинаковых тем, используя разные типы заданий, которые подбираются с учетом
возрастных особенностей.
Основными формами проведения занятий являются практикумы, направленные на
отработку умений работы на абакусе и формирование навыков концентрации внимания.
Предпочтительным

является

организация

творческой

деятельности

занимающихся,

групповые формы работы, игровая деятельность.
В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением курса:


тесты (входной, промежуточный и итоговый);



контрольные занятия / олимпиады;



зачет.
Заключительной формой контроля является аттестация, которая включает в себя

решение арифметических задач при помощи счет и без них. В результате учащийся должен
продемонстрировать не только навыки устного счета и при помощи абакуса, но и способность
концентрировать внимание при разных отвлекающих воздействиях.
1.3. Содержание программы

0. Знакомство с ментальной арифметикой
Теория
(0,5ч)
Практика
(0,5 ч)

Понятие абакуса. Правила работы с ним. Постановка рук. Знакомство с
цифрами (н.ч. абака).
Тренажер 1.

1. Знакомство с цифрами 0 и 1

9

Практика
(1 ч)

История абакуса. Числа и цифры 1-4

2. Знакомство с числом 2
Практика
(1 ч)

Отработка практики на абакусе. Прописи и карточки.

3. Знакомство с числом 3
Практика
(1 ч)

Простое сложение и вычитание единиц. Прописи и карточки.

4. Знакомство с числом 4
Практика
(1 ч)

Работа двумя руками на счетах. Комбинации чисел.

5. Знакомство с числом 5
Практика
(1 ч)

Решение примеров на «+» и «-». Комбинации на скорость

6. Знакомство с числом 6
Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

7. Знакомство с числом 7
Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

8. Знакомство с числом 8
Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

9. Знакомство с числом 9
Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

10. Простая арифметика
Практика
(1ч)

Однозначные цифры – комбинации, сопоставление с
написанным числом. Арифметика

11. Маленькие друзья. Формула +1=+5-4
Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

12. Маленькие друзья. Формула +2=+5-3

10

Практика
(1 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле

13. Маленькие друзья. Формула +3=+5-2
Практика
(1 ч)
14.
Практика
(2 ч)

Отработка навыка. Решение примеров по формуле
Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление формул на «+»
Отработка навыка. Решение примеров по формуле. Закрепление

15. Формула -1=+4-5
Практика
(1 ч)

Решение примеров в рабочей тетради А 12-1

16. Формула -2=+3-5»
Практика (1 ч) Решение примеров в рабочей тетради А12-1
17. Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5
Практика
(1 ч)

Отработка практического навыка счета по заданным формулам. Решение
примеров в рабочей тетради А12-1

18. Формулы в пятерке на вычитание
Практика (1 ч) Закрепление практического навыка счета по формулам в пятерочке на
вычитание
19. Русские счеты
Практика (1 ч)

Аналитический счет на русских счетах

20. Закрепление формул в 5
Практика (1 ч)

Закрепление практического навыка счета по всем формулам в пятерочке

21. Автоматизация формул в 5
Практика (1 ч)

Отработка вычисления во всех формулах в пятерочке на скорость

22. Понятие двузначного числа
Практика (1 ч)

Тренажеры с 2-значными числами.

23. Круглые двузначные числа
Практика
(1 ч)

Арифметика с 2-значными слагаемыми, оканчивающимися на нуль.

11

24. Круглые двузначные числа на скорость
Практика (1 ч)

Отработка вычислений с 2-значными круглыми слагаемыми на скорость

25. «Зеркальные» двузначные числа
Практика (1 ч)

Вычисления «зеркальных» чисел

26. Автоматизация вычисления примеров с двузначными и однозначными числами
Практика (2 ч)

Вычисление примеров с 2-значными и однозначными числами

27. Большие друзья. Формула +9=-1+10
Практика (2 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.
28. Формула +8=-2+10
Практика (1 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.
29.Формула +7=-3+10
Практика (1 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле..
30. Формула +6=-4+10
Практика (2 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.
31. Формула +5=-5+10
Практика (2 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле
32. Формула +4=-6+10
Практика (1 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.
33. Формула +3=-7+10
Практика (1 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.
34. Формула +2=-8+10
Практика (2 ч) Отработка практического навыка счета по заданной формуле.

12

35. Формула +1=-9+10. Ментальный счет
Практика (2 ч)

Отработка практического навыка счета по заданной формуле. Введение в
ментальный счет

36. Автоматизация формул в десяточке на сложение
Практика (1 ч)

Тренажер 6-100. Комбинации двумя руками. Арифметика на все формулы
в десяточке на сложение.

37. Двузначные числа в выражениях
Практика (2 ч) Аудиальный диктант. Арифметика с «малыми и большими друзьями».
38. Формула -9=-10+1
Практика (1 ч) Ментальный счет статический визуальный, аудиальный.
39. Формула -8=-10+2
Практика (1 ч) Отработка навыка счета на абакусе в новой формуле.
40. Формула -7=-10+3
Практика (1 ч) Отработка навыка счета на абакусе
41. Формула -6=-10+4. Аттестация на уровень PRE-12
Практика (1 ч)

Отработка примеров в смешанных формулах на минус. Аттестация на
уровень pre-12

42. Формула -5=-10+5
Практика (1 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
43. Формула -4=-10+6
Практика (1 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
44. Формула -3=-10+7
Практика (2 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
45. Формула -2=-10+8
Практика (1 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
46. Формула -1=-10+9

13

Практика (1 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
47. Закрепление формул в 10 на минус
Практика (1 ч)

Отработка практических навыков. Развитие памяти –зрительной и
аудиальной.

48. Закрепление формул в 10
Практика (1 ч) Отработка примеров в смешанных формулах на минус.
49. Аттестация 12 уровень
Практика (1 ч) Практическая работа. Отработка во всех формулах 1 D
50. Смешанные формулы +9=+4-5+10
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
51. Формула +8=+3-5+10
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
52. Формула +7=+2-5+10
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
53. Формула +6=+1-5+10
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
54.Смешанные формулы на сложение. Автоматизация
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
55. Формула -9=-10+5-4
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
56. Формула -8=-10+5-3
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
57. Формула -7=-10+5-2
Практика (1 ч). Вычисление в смешанных формулах

14

58. Формула -6=-10+5-1
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
59. Закрепление смешанных формул на минус
Практика (1 ч) Вычисление в смешанных формулах
60. Решение во всех формулах
Практика (2 ч) Вычисление в смешанных формулах
61. Аттестация на 11 уровень
Практика (1 ч) Аттестация. Вычисление 2D во всех формулах
62. Закрепление всех формул
Практика (1 ч) Вычисление 2D во всех формулах

1.4. Планируемые результаты
После

успешного

завершения

курса

«Ментальная

арифметика»,

обучающиеся смогут:
- Повысить

эффективность

обработки

получаемой

головным

мозгом

разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
- Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
- Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
- Использовать полученные знания в личностном развитии.
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только
предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
У ребенка будут сформированы:


учебно-познавательный

интерес

к новому

материалу

и

способам

математические

знания,

решения новой учебной задачи;


готовность

целенаправленно

использовать

умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;


способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;

Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,

15

направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения,

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
Тема

Количество часов

№

Теорет

Практ

Всего

0,5

0,5

1

0

Знакомство с ментальной арифметикой

1

Знакомство с числами 0 и 1

1

1

2

Знакомство с числом 2

1

1

Знакомство с числом 3

1

1

Знакомство с числом 4

1

1

Знакомство с числом 5

1

1

Знакомство с числом 6

1

1

Знакомство с числом 7

1

1

Знакомство с числом 8

1

1

Знакомство с числом 9

1

1

Простая арифметика

1

1

Маленькие друзья. Формула +1=+5-4

1

1

Маленькие друзья. Формула +2=+5-3

1

1

13

Маленькие друзья. Формула +3=+5-2

1

1

2

2

14

Маленькие друзья. Формула +4=+5-1. Закрепление
формул на «+»

15

Формула -1=+4-5

1

1

16

Формула -2=+3-5

1

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

16

17

Формулы -3=+2-5 и -4=+1-5

1

1

18

Формулы в пятерке на вычитание

1

1

19

Русские счеты

1

1

Закрепление формул в 5

1

1

Автоматизация формул в 5

1

1

Понятие двузначного числа

1

1

23

Круглые двузначные числа

1

1

24

Круглые двузначные числа на скорость

1

1

25

Зеркальные» двузначные числа

1

1

2

2

26

Автоматизация вычисления примеров с двузначными и
однозначными числами

27

Большие друзья. Формула +9=-1+10

2

2

28

Формула +8=-2+10

1

1

29

Формула +7=-3+10

1

1

30

Формула +6=-4+10

2

2

31

Формула +5=-5+10

2

2

32

Формула +4=-6+10

1

1

33

Формула +3=-7+10

1

1

34

Формула +2=-8+10

2

2

35

Формула +1=-9+10. Ментальный счет

2

2

36

Автоматизация формул в десяточке на сложение

1

1

37

Двузначные числа в выражениях

2

2

38

Формула -9=-10+1

1

1

Формула -8=-10+2

1

1

38

Формула -7=-10+3

1

1

39

Формула -6=-10+4. Аттестация на уровень PRE-12

1

1

40

Формула -5=-10+5

1

1

41

Формула -4=-10+6

1

1

42

Формула -3=-10+7

1

1

43

Формула -2=-10+8

1

1

20
21
22

17

44

Формула -1=-10+9

1

1

45

Закрепление формул в 10 на минус

1

1

46

Закрепление формул в 10

1

1

47

Аттестация 12 уровень

1

1

48

Смешанные формулы +9=+4-5+10

1

1

49

Формула +8=+3-5+10

1

1

50

Формула +7=+2-5+10

1

1

51

Формула +6=+1-5+10

1

1

52

Смешанные формулы на сложение. Автоматизация

1

1

Формула -9=-10+5-4

1

1

53
54

Формула -8=-10+5-3

1

1

Формула -7=-10+5-2

1

1

55

Формула -6=-10+5-1

1

1

56
57

Закрепление смешанных формул на минус

1

1

58

Решение во всех формулах

2

2

59

Аттестация на 11 уровень

1

1

60

Закрепление всех формул

1

1

71,5

72

ИТОГО:

0,5

2.2. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей скоростному
устному

счету,

развития

концентрации

внимания

и

фотографической

памяти

предусматривается применение следующих методов обучения:


словесного: объяснение, беседа;



наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для отработки

навыков устного счета, развития памяти и других посредством ПК и интерактивной
панели;
18



практического: работа на специальных счетах (абак).

Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам проводятся в
групповой форме. Упражнения, направленные на функциональную тренировку навыков
скоростного устного счета, воспроизведения зрительной информации и концентрации
внимания предусматривает индивидуальную работу, работу в парах, а также групповую.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.
Единица
измерения

Колич
ество

Столы ученические

шт

9

Стулья ученические

шт

9

Компьютер с соответствующим программным
обеспечением

комплект

1

Интерактивная панель

шт

1

Доска

комплект

1

Учебно-наглядные пособия
Учебные пособия: рабочие тетради, счеты, ментальные карты

комплект

1

Наименование учебного оборудования
Оборудование и технические средства обучения

2.3.Формы аттестации
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце каждого
модуля предусмотрена промежуточная аттестация по установленным международным

стандартам.
2.4. Система оценивания
Система оценивания успешности занятий весьма разнообразна, так как применяются
методы оценивания и концентрации внимания учащихся: оценка объема динамического
внимания при помощи таблиц Шульте и Горбова, оценка объема внимания при восприятии
простейших объектов, при этом фиксируется показатель точности восприятия. Исследование
избирательности внимания осуществляется методом Мюнстерберга, упрощенным тестом
Торидака. Также применяются корректурные пробы с кольцами Ландольта и другие
известные методы оценки внимания.

19

Кроме

перечисленных

методов

оценки

концентрации

внимания,

применяются

контрольные тесты по работе на абакусе и без них. Фиксируется время выполнения заданий,
правильность постановки рук и количество верно решенных задач.
В совокупности описанная система оценки внимания, памяти, мелкой моторки пальце
рук при работе на абакусе и навыков устного счета позволит составить объективную картину
развития выше перечисленных навыков у ребенка в течение обучения ментальной
арифметики и по итогам начального уровня данного курса.
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга:


внутренний (наблюдение);



внешний (участие в итоговом тестировании - аттестации).
Внутренний мониторинг. В начале каждого модуля проводится первичная фиксация

уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог
фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
Внешний мониторинг. В конце прохождения модуля проводится мониторинг в виде
олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее
развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие.
Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе,
счет в уме и логические задачи.
Кроме того, в течение года детям будет предоставляться возможность участия в
сторонних олимпиадах, проводимых на международном уровне и на уровне страны.
В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением материала:
1.

Предварительный контроль – необходимо проводить в начале каждого курса
«ментальной арифметики» для оценки концентрации внимания учащегося, знания цифр
(на начальном уровне), навыков устного счета. Предварительный контроль необходимо
проводить с целью оценки приращения навыков в течение учебного года. Результаты
тестирования фиксируются в журнал преподавателя.

2.

Текущий контроль – систематическая проверка навыков работы на абакусе, знания
комбинаций, способности и скорости устных вычислений арифметических задач,
концентрации внимания и зрительной памяти. Текущий контроль проводится каждые
три недели во время занятия с фиксаций результатов в таблице преподавателя.

3.

Итоговый контроль – проводится в конце уровня программы «ментальная арифметика»
(в данном случае в конце учебного года). Данный вид контроля предполагает
комплексную проверку навыков по всем ключевым направлениям. Данные фиксируются
в таблице преподавателя.

20

Раздел 3.
Список литературы

1.

Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999.

2.

The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 - March
9,2003

3.

Т.А. Кирдяшкина. Методы исследования внимания (практикум по психологии): учебное
пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999.

4.

Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К., Слоненко Т.Б. Как развить внимание.
Донецк: Сталкер, 1999.

5.

Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Зрительная память. М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

6.

А.Бенджамин,

Магия чисел. Ментальные вычисления в уме и другие практические

фокусы. пер. с англ. В.Ласкавого. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.-320с.
7.

Рабочие тетради BrainUp для детей школьного возраста. Уровень начальный. А12-1, А
12-2, АВ11, М12-11, М 10-8: составитель к.физ-мат.н. А.А. Балтикова

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».