Рабочая программа_Подготовка к школе за 7 месяцев 2023-2024

Ac c oquaqun uHmertreKmyarbHo -m6opq e cKozo paseumun
nuuH

o

cmu

Yrrepx4ena
K€r3oM

Ns 121 or 07.07.2023r.
AUTPJT

B.H. Maxyruena

{ouo.nHureJrbHaq o6qeo6pa3oBareJrbHaq
o6uleparB rrBaroqaq rporpaMMa
ttffo4roroBKa
K rrrKoJre sa

7 MecsueBrt

HaupanneHHocrb : corlr4€trrbHo-rreAarorLrqecKa,

Boepacr o6yvarorquxcfl: 6-7 rcr
Cpox pe€Lnr43aruzr4 np olpaMMbr :
7 uecsuen

Cocrasurenu nporpaMMbr:
Marylrena Bepa Huxolaenua,
Jleonosa LIpuua B zrropoaua

Cypryr,
2023 r.

Рабочая программа «Подготовка к школе за 7 месяцев»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к
школе за 7 месяцев» готовит детей к обучению в начальной школе.
Направленность – социально-педагогическая.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного
взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к
школе. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы
социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям,
направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к
познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического
здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным
дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки
Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере
соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений,
формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития
детского мышления.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью
всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих
дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на
выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием
игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа
предполагает использование в том числе авторской методики О.В. Лысенко, современных
технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его
в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности
психологии и физиологии современного дошкольника.
Использование палочек Кюизенера в практической работе с детьми производится
еще недостаточно, но с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи
автодидактизма занимают все большее место.
Отличительной особенностью программы является то, что она объединяет в себя
основные важные направления развития дошкольника – обучение чтению, обучению
счету, развитию речи и подготовке руки к письму, последовательно и плавно погружает
ребенка в обучение и способствует более органичному усвоению материала.
Основной задачей программы «Подготовка к школе за 7 месяцев» является
формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием
полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской
личности.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода в
образовательную ступень, развитие познавательных интересов и желания учиться.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
2

довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка, предложенными федеральными
стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не
менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его
физических,
социальных
и
психологических
функций,
необходимых
для
систематического обучения в школе.
Основные задачи:
Обучающие:
 формирование грамотной речи, умения выразить мысль;
 овладение навыками логического мышления;
 формирование пространственных представлений;
 формирование графических навыков;
 формирование навыка различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких,
звонких и глухих согласных;
 формирование навыка определять последовательность звуков в слове, составлять
схемы звуко-буквенного анализа слов;
 формирование умения определять количество слогов по количеству гласных,
определять ударную часть слова;
 формирование умения определять количество слов в предложении;
 формирование понятий «целое», «часть»;
 формирование умения считать в пределах 10 без помощи пальцев, решать простые
примеры.
Развивающие:
 развитие воображения и активной речи как предпосылок для творческой
деятельности;
 развитие памяти, способности к сознательному запоминанию;
 развитие символической функции мышления;
 развитие коммуникативных личностных качеств;
 развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
 формирование мотивации к учебной деятельности;
 воспитание чувства ответственности и самостоятельности;
 развития личностных качеств;
 формирование ценностных установок и ориентаций;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные,
познавательные, регуляторные;
 воспитывать любознательность и сообразительность;
 воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);
3



способствовать формированию чувства
самостоятельности, инициативности.

уверенности

в

своих

силах,

Категория обучающихся по программе
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. На
обучение по программе принимаются все желающие.







Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения – групповая.
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая,
работа в парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, практикум,
интеллектуальная игра, выставка, конкурс, викторина, консультация, «мозговой штурм»,
праздник, практическое занятие и др.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий.
По типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое, контрольное,
тренировочное и др.
При проведении занятий используются следующие методы:
- словесные: устное изложение, беседа, словесные игры;
- наглядные: показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и др.;
- работа в тетрадях по образцу;
- практические: тренинги: на определение количества звуков в слове; на местонахождение
звука в слове; на развитие логического мышления; ассоциативные тренинги; на развитие
грамотной речи;
- тесты: на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление, на воображение,
на логическое мышление, на внимание;
- ориентировка на плоскости;
- выполнение арифметических действий;
- воспроизводство мнемотаблиц;
- графические диктанты;
- составление звуко-буквенных схем;
- штриховки.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются
различные педагогические технологии:
- игровые - ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность,
устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи
информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления,
которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся
знаний и опыта ребёнка.
Численный состав группы – до 9 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего за
учебный год – 108 академических часа (в среднем 36 ак.часов на каждое
4

направление). Продолжительность занятия (академического часа) – 30 минут, с
установленными перерывами в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- он физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью
и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы
Предметные результаты
Ребенок научится:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 писать печатные и прописные буквы,
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении.
5

Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
других;
 нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего
школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства,
а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности);
 толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного
творчества).
В течение курса осуществляется контроль за усвоением материала:
Предварительный контроль – имеет диагностические задачи и осуществляется на
первом занятии. Цель – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся,
имеющиеся знания, умения, навыки.
Предварительная диагностика уровня обученности важна для того, чтобы определить его
приращение за определенный период времени.
Текущий контроль – систематическая проверка и оценка образовательных результатов по
конкретным темам на отдельных занятиях. Такой контроль происходит на каждом занятии
в форме опроса выполнения заданий, взаимодействия обучающихся в парах,
самоконтроля обучающихся и т.д.
Итоговый контроль – проводится на последнем занятии. Предполагает комплексную
проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям.
Общая характеристика программы
Основные положения программы. Подготовка к школе носит развивающий
характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками,
с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на
уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его
ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
ребенка;
систематичность
и
последовательность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с
окружающим миром; интеграция всех видов искусства, произведений детского
творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Программа «Подготовка к школе за 7 месяцев» состоит из следующих
направлений:


«Азбука» (знакомство с буквами, обучение чтению) нацелена на разностороннее
развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей
функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления,
координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата
пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные
звуки. Место звука в слове. Курс обучает чтению и обучению письма; расширяет и
уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о
6





предметах, облегчающих труд взрослых на производстве; расширяет круг знаний и
представлений о явлениях окружающей действительности, их связи.
«Математика». Понятие части и целого. Нахождение общих и различных
признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру,
форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам.
Последовательность выполнения действий на примере сюжетных картинок.
Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10.
Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном
порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Решение
простейших примеров на сложение и вычитание. Приемы отсчитывания и
присчитывания по одному, по два. Последовательность выполнения игровых и
практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических
связей между последовательными этапами какого-либо действия.
«Развитие речи и подготовка руки к письму». Слушание рассказов и сказок.
Пересказ по опорным иллюстрациям. Чистоговорки, скороговорки, работа над
артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения.
Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и
переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних
признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по
ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика,
жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам.
Освоение графических элементов. Обучение написанию печатных букв. Обучение
постепенному переходу к написанию строчных письменных букв.
Тематическое планирование
«Азбука» - 36 академических часов
Учебно-тематический план

№
Тема
п/п
1
Выделение первого звука в слове. Буква А. Выделение первого звука в
слове. Буква О.
2
Выделение второго и третьего звука в слове. Буква У. Звуки гласные и
согласные. Буква Ы.
3
Буква Э.
4
Твердые и мягкие согласные. Буква М.
5
Понятие слога. Буква Р. Буква Н.
6
Буква Л.
7
Буква И.
8
Буква К.
9
Буква Г.
10 Буква С.
11 Буква З.
12 Буква Т.
13 Буква Д.
14 Буква Б.
15 Буква П.
16 Буква Ж.
17 Буква Ш. Второй закон чтения.

Кол-во
ак.часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Буква Ш. Соблюдаем нормы орфоэпии. Сочетание «ШИ».
Буква В.
Буква Ф.
Буква Й.
Буква Я. Письмо с буквой Я.
Обозначение звуков Й, А буквой Я.
Буква Х.
Буква Е. Письмо с буквой Е.
Обозначение звуков Й, Э буквой Е.
Буква Ч.
Буква Ю. Письмо с буквой Ю.
Обозначение звуков Й, У буквой Ю.
Буква Ё. Письмо с буквой Ё.
Обозначение звуков Й, О буквой Ё.
Буква Щ. Буква Ц.
Соблюдаем нормы орфоэпии. Чтение сочетаний «ЦИ» и «ЦЕ».
Чтение слов без разделения на слоги.
Чтение слов без разделения на слоги. Стечение двух согласных
(закрепление).
Буква Ь. Буква Ъ. Чтение слов без разделения на слоги. Проверка
техники чтения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Всего:

36

1

Тематическое планирование
«Математика» - 36 академических часов
Учебно-тематический план
№
Тема
п/п
1
Часть и целое
2
Часть и целое. Что означает знак «=». Палочки Кюизенера: Сказка о
палочках.
3
Сложение. Что означает знак «+»
4
Сложение. Переместительный закон. Палочки Кюизенера: «Заборчики».
5
Сложение. Определение части и целого. Палочки Кюизенера: «Змейка».
6
Понятия «слева», «справа»
7
Число, как количество. Палочки Кюизенера: «У кого больше».
8
Число, как результат измерения
9
Вычислительный прием «+1». Образование последующего числа.
Палочки Кюизенера: «Разноцветные вагончики».
10 Вычислительный прием «+1».
11 Вычислительный прием «+1». Переместительный закон сложения.
Палочки Кюизенера: «Столбики».
12 Вычислительный прием «+1». Сложение с нулем.
13 Вычислительный прием «+2».
14 Вычислительный прием «2+». Определение сторон «право», «лево» у
живых существ. Палочки Кюизенера: «Строительство домов»

Кол-во
ак.часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Вычитание.
Вычислительный прием «-1». Палочки Кюизенера: «Ёлка»
Вычитание нуля.
Вычислительный прием «-2». Палочки Кюизенера: «Бусы».
Вычислительный прием «+3».
Вычислительный прием «-3».
Вычислительный прием «-3». Понятие «больше-меньше» по количеству.
Состав числа 3. Палочки Кюизенера: «Число 3».
Числа-соседи.
Состав числа 4. Прибавление числа 4 из любого числа. Палочки
Кюизенера: «Число 4».
Состав числа 5.
Число 5 в составе других чисел. Палочки Кюизенера: «Дорога к дому»
Четные числа-соседи.
Состав числа 6. Палочки Кюизенера: «Дачный поселок»
Состав числа 7.
Сложение и вычитание одинаковых чисел. Палочки Кюизенера:
«Слоненок»
Состав числа 8.
Состав числа 9. Палочки Кюизенера: «Новоселье»
Состав числа 10.
Решение примеров. Повторение состава чисел 3,4,5.
Решение примеров. Повторение состава чисел 6,7,8.
Решение примеров. Повторение состава чисел 9,10. Повторение
пройденного материала, закрепление. Палочки Кюизенера: «Море
волнуется раз».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Всего:

36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Развитие речи и подготовка руки к письму» - 36 академических часов
Учебно-тематический план
№
Тема
п/п
1
«День рождения». Картинки-помощники. Рассказ о празднике «День
рождения».
2
Пишем букву А, выполняем штриховку, обводим графические элементы
и картинки.
3
«Ёжик». Учимся рассказывать о прогулке в лесу.
4
Пишем буквы О, У, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
5
«Забавное происшествие». Учимся слушать сказку и пересказывать,
отвечать на вопросы.
6
Пишем буквы Ы, Э, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
7
«Как Витя котёнка спас». Обсуждение рассказа, ответы на вопросы.
8
Пишем буквы М, Р, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
9
«Кот и рыбки». Учимся слушать, пересказывать.

Кол-во
ак.часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Пишем буквы Н, Л, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Летающая шляпа». Учимся слушать, рассказывать, сочинять свою
историю.
Пишем буквы И,К выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Летняя прогулка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на
вопросы.
Пишем буквы Г, С, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Непослушный козлик». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем букву З выполняем штриховку, обводим графические элементы и
картинки.
«Неудачный обед». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Т,Д выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Поющий жучок». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение.
Пишем буквы Б, П, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Удачная рыбалка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на
вопросы.
Пишем буквы Ж, Ш, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Удивительная находка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы В, Ф, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Хомячок Хома». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение.
Пишем буквы Й, Я, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Вот так стручок!». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Х, Е, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Пушистая проказница». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Ч, Ю, выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Пернатый воришка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Ё выполняем штриховку, обводим графические элементы
и картинки.
«Спасенная птица». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Щ, Ц выполняем штриховку, обводим графические
элементы и картинки.
«Случай в песочнице». Слушание, пересказ, ответы на вопросы,
обсуждение.
Пишем буквы Ь, Ъ, выполняем штриховку, обводим графические

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

элементы и картинки.
Всего:

36
Учебный план направления «Азбука»

Занятие №1.
Цель: Диагностировать знание букв алфавита и овладеть выделением первого звука в
любом слове русского языка
1. Знакомство.
2. Формировать умение выделять звуки [а, о] из речи.
3. Познакомиться с буквами А, а, О, о.
Занятие №2.
Цель: Сформировать способность хорошо выделять первый, второй и третий звук в слове.
1. Формировать умение выделять звуки [у, ы] из речи.
2. Познакомиться с буквами У,у, Ы, ы.
Занятие №3.
Цель: Закрепить артикуляционный критерий для различия гласных и согласных.
1. Формировать умение выделять звук [э] из речи.
2. Познакомиться с буквой Э.
Занятие № 4.
Цель: Ввести понятие твердых и мягких согласных, овладеть способом различения
твердых и мягких согласных.
1. Формировать умение выделять звук [м] из речи.
2. Познакомиться с буквой М
Занятие №5.
Цель: Ввести понятие слога, ввести понятие ударения
1. Формировать умение выделять звуки [р, н] из речи.
2. Познакомиться с буквами Р, Н.
Занятие №6.
Цель: Изучить букву Л.
1. Формировать умение выделять звук [л] из речи.
2. Познакомиться с буквами Л,л.
Занятие №7.
Цель: Изучить букву И.
1. Формировать умение выделять звук [и] из речи.
2. Познакомиться с буквами И,и.
Занятие №8.
Цель: Изучить букву К.
1. Формировать умение выделять звук [К] из речи.
2. Познакомиться с буквами К,к.
Занятие №9.
Цель: Изучить букву Г.
1. Формировать умение выделять звук [Г] из речи.
11

2. Познакомиться с буквами Г,г.
Занятие №10.
Цель: Изучить букву С.
1. Формировать умение выделять звук [С] из речи.
2. Познакомиться с буквами С,с.
Занятие №11.
Цель: Изучить букву З.
1. Формировать умение выделять звук [З] из речи.
2. Познакомиться с буквами З,з.
Занятие №12.
Цель: Изучить букву Т.
1. Формировать умение выделять звук [Т] из речи.
2. Познакомиться с буквами Т,т.
Занятие №13.
Цель: Изучить букву Д.
1. Формировать умение выделять звук [Д] из речи.
2. Познакомится с буквами Д, д.
II часть
Занятие №14.
Цель: Изучить букву Б.
1. Формировать умение выделять звук [Б] из речи.
2. Познакомиться с буквами Б,б.
Занятие №15.
Цель: Изучить букву П.
1. Формировать умение выделять звук [П] из речи.
2. Познакомиться с буквами П,п.
Занятие №16.
Цель: Изучить букву Ж.
1. Формировать умение выделять звук [Ж] из речи.
2. Познакомиться с буквами Ж,ж.
Занятия №17-18.
Цель: Овладеть способом чтения со стечением двух согласных, изучить букву Ш.
1. Познакомиться с буквами Ш, ш.
2. Научиться читать сочетание «ШИ».
Занятие №19.
Цель: Изучить букву В.
1. Формировать умение выделять звук [В] из речи.
2. Познакомиться с буквами В,в.
Занятие №20.
Цель: Изучить букву Ф.
1. Формировать умение выделять звук [Ф] из речи.
12

2. Познакомится с буквами Ф,ф.
Занятие №21.
Цель: Изучить букву Й.
1. Формировать умение выделять звук [Й] из речи.
2. Познакомиться с буквами Й,й.
Занятие №22.
Цель: Изучить букву Я.
1. Формировать умение выделять звук [А] из речи.
2. Познакомиться с буквами Я,я.
Занятие №23.
Цель: Обозначение звуков [Й, А] буквой Я. Вторая работы буквы Я.
Занятие №24.
Цель: Изучить букву Х.
1. Формировать умение выделять звук [Х] из речи.
2. Познакомиться с буквами Х,х.
Занятие №25.
Цель: Изучение буквы Е.
1. Формировать умение выделять звук [Э] из речи.
2. Познакомиться с буквами Е,е.
Занятие №26.
Цель: Обозначение звуков Й Э буквой Е. Вторая работы буквы Е
III часть
Занятие №27.
Цель: Изучить букву Ч.
1. Формировать умение выделять звук [Ч] из речи.
2. Познакомиться с буквами Ч,ч.
Занятие №28.
Цель: Изучить букву Ю.
1. Формировать умение выделять звук [У] из речи.
2. Познакомиться с буквами Ю,ю.
Занятие №29.
Цель: Обозначение звуков Й У буквой Ю. Вторая работы буквы Ю.
Занятие №30.
Цель: Изучить букву Ё.
1. Формировать умение выделять звук [О] из речи.
2. Познакомиться с буквами Ё,ё.
Занятие №31.
Цель: Обозначение звуков Й О буквой Ё. Вторая работы буквы Ё.
13

Занятие №32.
Цель: Изучить букву Щ, Ц.
1. Формировать умение выделять звук [Щ, Ц] из речи.
2. Познакомиться с буквами Щ,щ, Ц, ц.
Занятие №33.
Цель: Научиться соблюдать нормы орфоэпии.
1. Чтение сочетаний Ци и Це
Занятие №34.
Цель: Чтение слов без разделения на слоги.
1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги.
Занятие №35.
Цель: Чтение слов без разделения на слоги.
1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги.
2. Стечение двух согласных (закрепление).
Занятие №36.
Цель: Изучить буквы Ь и Ъ.
1. Овладеть способом чтения с буквами Ь и Ъ.
Занятие №37.
Цель: Чтение слов без разделения на слоги.
1. Повторение пройденного материала.
2. Проверка техники чтения.
Учебный план направления «Математика»
Занятие №1.
Цель: Сформировать понятие части и целого.
1. Формировать умение сравнивать предметы.
3. Научиться объединять предметы в группы.
Занятие №2.
Цель: Закрепить понятие части и целого. Сформирование понятие знака «=».
1. Сравнение количества предметов.
2. Понятие знака «равно» или «не равно».
3. Знакомство с палочками Кюизенера.
Занятие №3.
Цель: Сформировать понятие сложения, понятие знака «+».
1. Закрепление понятий части и целого.
2. Объяснение сути сложения.
Занятие №4.
Цель: Сформировать понятие сложения, переместительного закона.
1. Закрепление понятия сложения.
2. Объяснение переместительного закона, составление примеров.
14

3. Представление о высоте палочек Кюизенера, понятие «высокий», «низкий»,
составление простых примеров на сложение с помощью палочек.
Занятие №5.
Цель: Сформировать понятие сложения, научиться определять часть и целое.
1. Закрепление понятия сложения.
2. Определение частей и целого.
3. Составление целого из отдельных предметов (палочек). Понятия «один», «много»,
«длинный», «короткий».

Занятие №6.
Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа».
1. Игра «Вправо или влево?»
2. Определение где «право», «лево» у живых существ.
Занятие №7.
Цель: Сформировать понятие числа, счета.
1. Счет однородных предметов
2. Составление геометрической фигуры «треугольник»; составление фигур из
палочек, сравнение их.
Занятие №8.
Цель: Сформировать понятие «величина».
1. Выполнение задания на измерение предметов.
Занятие №9.
Цель: Сформировать понятие последующего числа.
1. Изучение двух способов определения последующего числа.
2. На примере разноцветных вагончиков из палочек Кюизенера закрепление понятия
последующего числа. Сравнение предметов по длине; определение в каком поезде
больше вагонов.
Занятие №10.
Цель: Научиться определять последующее число.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Изучить правило прибавления числа 1.
Занятие №11.
Цель: Закрепить понятие переместительного закона сложения.
1. Решение примеров с переместительным законом сложения.
2. Повторение правила.
3. Классификация предметов по высоте. Понятия «выше», «ниже», «одинаковые» по
высоте. Прибавление числа 2 с использованием палочек Кюизенера.
Занятие №12.
Цель: Сформировать навык сложения с нулем.
15

1. Правило сложения с нулем.
2. Решение примеров.
Занятие №13.
Цель: Сформировать навык прибавления числа 2.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Изучить правило прибавления числа 2.
Занятие №14
Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа». Сформировать навык прибавления
числа 2.
3. Игра «Вправо или влево?»
4. Правило определения сторон «право», «лево».
5. Строительство из палочек домов. Сравнение предметов по высоте. Вычитание с
использованием палочек Кюизенера.
Занятие №15
Цель: Сформировать понятие вычитания, понятие знака «-».
1. Закрепление понятий части и целого.
2. Объяснение сути вычитания.
Занятие №16
Цель: Сформировать навык вычитания числа 1.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Сформировать навык определения предыдущего числа.
3. Изучить правило вычитания числа 1.
4. Упражнение детей в определении длины предмета, используя прием наложения.
Занятие №17
Цель: Сформировать навык вычитания с нулем.
1. Правило вычитания нуля.
2. Решение примеров.
Занятие №18
Цель: Сформировать навык вычитания числа 2.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Изучить правило вычитания числа 2.
3. Прибавление числа 2 с использованием палочек Кюизенера.

Занятие №19.
Цель: Сформировать навык прибавления числа 3.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Изучить правило прибавления числа 3.

16

Занятие №20
Цель: Сформировать навык вычитания числа 3.
1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением.
2. Изучить правило вычитания числа 3.
Занятие №21
Цель: Закрепить навык вычитания числа 3. Сформировать понятие «Больше-меньше» по
количеству.
1. Изучить правило вычитания числа 3.
2. Научиться определять «Больше-меньше» по количеству.
Занятие №22
Цель: Сформировать понятие состава числа 3.
1. Научиться сравнивать числа.
2. Решение примеров на состав числа 3.
3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 3, счёт в
пределах 3.
Занятие №23
Цель: Сформировать понятие чисел-соседей.
1. Изучить вычитание меньшего числа из большего.
2. Закрепить вычислительные приемы +1,+2,+3, -1,-2,-3.
Занятие №24
Цель: Сформировать понятие состава числа 4, навык прибавления и вычитания числа 4 из
любого числа.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 4.
3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 4, счёт в
пределах 4.
Занятие №25
Цель: Сформировать понятие состава числа 5.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 5.
Занятие №26.
Цель: Сформировать навык выделения числа 5 из состава других чисел.
1. Решение примеров на выделение числа 5 из состава других чисел.
2. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 5, счёт в
пределах 5.
Занятие №27.
Цель: Сформировать понятие четных чисел-соседей.
1. Изучить правило четных чисел.
2. Примеры на определение четных чисел-соседей.
17

Занятие №28.
Цель: Сформировать понятие состава числа 6.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 6.
3. Работа с палочками по словесной инструкции.
Занятие №29.
Цель: Сформировать понятие состава числа 7.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 7.
Занятие №30.
Цель: Сформировать навык сложения и вычитания одинаковых чисел.
1. Определение на числовой прямой одинаковых частей чисел.
2. Решение примеров.
3. Создание образа слоненка из заданных палочек, сравнение предметов,
ориентирование в пространстве.
Занятие №31.
Цель: Сформировать понятие состава числа 8.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 8.
Занятие №32.
Цель: Сформировать понятие состава числа 9.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 9.
3. Работа с палочками разной длины. Выполнение словесной инструкции.
Занятие №33.
Цель: Сформировать понятие состава числа 10.
1. Сравнение чисел.
2. Решение примеров на состав числа 10.
Занятие №34.
Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.
1. Повторить состав числа 3,4, 5.
2. Решение примеров.
Занятие №35.
Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.
1. Повторить состав числа 6,7, 8.
2. Решение примеров.
Занятие №36.
Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.
18

1. Повторить состав числа 9,10.
2. Решение примеров.
3. Работа по заданному алгоритму, выполнение словесной инструкции, закрепление
навыков измерительной деятельности.
Занятие №37.
Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.
Развитие логического мышления.
1. Решение логических задачек.
2. Рисуем по клеточкам.
Занятие №38.
Цель: Изучить основные геометрические фигуры, повторить пройденный материал.
1. Логические цепочки.
2. Решение примеров на сложение и вычитание.
Учебный план направления «Развитие речи и подготовка руки к письму»
Занятие №1.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «День рождения».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №2.
Цель: Научиться писать букву А.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо буквы А печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №3.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Ёжик».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №4.
Цель: Научиться писать буквы О, У.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв О, У печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №5.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Забавное происшествие».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №6.
Цель: Научиться писать буквы Ы, Э.
19

1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Ы, Э печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №7.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Как Витя котенка спас».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №8.
Цель: Научиться писать буквы М, Р.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв М, Р печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №9.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Кот и рыбки».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №10.
Цель: Научиться писать буквы Н, Л.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Н, Л печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №11.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Летающая шляпа».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №12.
Цель: Научиться писать буквы И, К.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв И, К печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №13.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Летняя прогулка».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №14.
Цель: Научиться писать буквы Г, С.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Г, С печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №15.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
20

1. Слушание рассказа «Непослушный козлик».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №16.
Цель: Научиться писать букву З.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо буквы З, С печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №17.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Неудачный обед».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №18.
Цель: Научиться писать буквы Т, Д.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Т, Д печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №19.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Поющий жучок».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №20.
Цель: Научиться писать буквы Б, П.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Б, П печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №21.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Удачная рыбалка».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №22.
Цель: Научиться писать буквы Ж, Ш.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Ж, Ш печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №23.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Удивительная находка».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №24.
Цель: Научиться писать буквы В, Ф.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
21

2. Письмо букв В, Ф печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №25.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Хомячок Хома».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №26.
Цель: Научиться писать буквы Й, Я.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Й, Я печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №27.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Вот так стручок!».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №28.
Цель: Научиться писать буквы Х, Е.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Х, Е печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №29.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Пушистая проказница».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №30.
Цель: Научиться писать буквы Ч, Ю.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Ч, Ю печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №31.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Пернатый воришка».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №32.
Цель: Научиться писать букву Ё.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо буквы Ё печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №33.
22

Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Спасенная птица».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №34.
Цель: Научиться писать буквы Щ, Ц.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Щ, Ц печатными буквами и переход к письменным.
Занятие №35.
Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам.
1. Слушание рассказа «Случай в песочнице».
2. Беседа, ответы на вопросы.
3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники.
Занятие №36.
Цель: Научиться писать букв Ь,Ъ.
1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов.
2. Письмо букв Ь,Ъ печатными буквами и переход к письменным.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу
ребенка педагог оценивает словесно и только положительно.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок.
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Альбом-игра «Волшебные дорожки» для палочек Кюизенера.

2. Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Палочки Кюизенера.

3. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике
программы.
4. Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
23

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Литература
1. «Азбука», методики интенсивного обучения О.В.Лысенко в 3 частях;
2. «Счет в пределах 10 без помощи пальцев», методики интенсивного обучения
О.В.Лысенко;
3. «Я учусь пересказывать» Н.Э. Теремкова в 3 частях. – Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014;
4. «85 уроков для обучения письму» Т.А. Воробева. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2019 – 128 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»);
5. «Готовим руку к письму», рабочая тетрадь. – Изд. «Росмэн», 2018;
6. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7
лет) В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».