Ac c oquaqun uHmertreKmyarbHo -m6opq e cKozo paseumun nuuH o cmu Yrrepx4ena K€r3oM Ns 121 or 07.07.2023r. AUTPJT B.H. Maxyruena {ouo.nHureJrbHaq o6qeo6pa3oBareJrbHaq o6uleparB rrBaroqaq rporpaMMa ttffo4roroBKa K rrrKoJre sa 7 MecsueBrt HaupanneHHocrb : corlr4€trrbHo-rreAarorLrqecKa, Boepacr o6yvarorquxcfl: 6-7 rcr Cpox pe€Lnr43aruzr4 np olpaMMbr : 7 uecsuen Cocrasurenu nporpaMMbr: Marylrena Bepa Huxolaenua, Jleonosa LIpuua B zrropoaua Cypryr, 2023 r. Рабочая программа «Подготовка к школе за 7 месяцев» Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе за 7 месяцев» готовит детей к обучению в начальной школе. Направленность – социально-педагогическая. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки. Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование в том числе авторской методики О.В. Лысенко, современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. Использование палочек Кюизенера в практической работе с детьми производится еще недостаточно, но с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Отличительной особенностью программы является то, что она объединяет в себя основные важные направления развития дошкольника – обучение чтению, обучению счету, развитию речи и подготовке руки к письму, последовательно и плавно погружает ребенка в обучение и способствует более органичному усвоению материала. Основной задачей программы «Подготовка к школе за 7 месяцев» является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода в образовательную ступень, развитие познавательных интересов и желания учиться. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику 2 довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: Обучающие: формирование грамотной речи, умения выразить мысль; овладение навыками логического мышления; формирование пространственных представлений; формирование графических навыков; формирование навыка различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; формирование навыка определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов; формирование умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; формирование умения определять количество слов в предложении; формирование понятий «целое», «часть»; формирование умения считать в пределах 10 без помощи пальцев, решать простые примеры. Развивающие: развитие воображения и активной речи как предпосылок для творческой деятельности; развитие памяти, способности к сознательному запоминанию; развитие символической функции мышления; развитие коммуникативных личностных качеств; развитие мелкой моторики. Воспитательные: формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности; развития личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие эмоционально-волевой сферы; воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; воспитывать любознательность и сообразительность; воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.); 3 способствовать формированию чувства самостоятельности, инициативности. уверенности в своих силах, Категория обучающихся по программе Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. На обучение по программе принимаются все желающие. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма обучения – групповая. Формы занятий: По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах. По особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, практикум, интеллектуальная игра, выставка, конкурс, викторина, консультация, «мозговой штурм», праздник, практическое занятие и др. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. По типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое, контрольное, тренировочное и др. При проведении занятий используются следующие методы: - словесные: устное изложение, беседа, словесные игры; - наглядные: показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и др.; - работа в тетрадях по образцу; - практические: тренинги: на определение количества звуков в слове; на местонахождение звука в слове; на развитие логического мышления; ассоциативные тренинги; на развитие грамотной речи; - тесты: на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление, на воображение, на логическое мышление, на внимание; - ориентировка на плоскости; - выполнение арифметических действий; - воспроизводство мнемотаблиц; - графические диктанты; - составление звуко-буквенных схем; - штриховки. Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии: - игровые - ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; - информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; - технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Численный состав группы – до 9 человек. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего за учебный год – 108 академических часа (в среднем 36 ак.часов на каждое 4 направление). Продолжительность занятия (академического часа) – 30 минут, с установленными перерывами в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41. Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: - он физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; - знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы Предметные результаты Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; писать печатные и прописные буквы, ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении. 5 Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности); толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества). В течение курса осуществляется контроль за усвоением материала: Предварительный контроль – имеет диагностические задачи и осуществляется на первом занятии. Цель – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения, навыки. Предварительная диагностика уровня обученности важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Текущий контроль – систематическая проверка и оценка образовательных результатов по конкретным темам на отдельных занятиях. Такой контроль происходит на каждом занятии в форме опроса выполнения заданий, взаимодействия обучающихся в парах, самоконтроля обучающихся и т.д. Итоговый контроль – проводится на последнем занятии. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям. Общая характеристика программы Основные положения программы. Подготовка к школе носит развивающий характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий. Программа «Подготовка к школе за 7 месяцев» состоит из следующих направлений: «Азбука» (знакомство с буквами, обучение чтению) нацелена на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Курс обучает чтению и обучению письма; расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о 6 предметах, облегчающих труд взрослых на производстве; расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи. «Математика». Понятие части и целого. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Решение простейших примеров на сложение и вычитание. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. «Развитие речи и подготовка руки к письму». Слушание рассказов и сказок. Пересказ по опорным иллюстрациям. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Освоение графических элементов. Обучение написанию печатных букв. Обучение постепенному переходу к написанию строчных письменных букв. Тематическое планирование «Азбука» - 36 академических часов Учебно-тематический план № Тема п/п 1 Выделение первого звука в слове. Буква А. Выделение первого звука в слове. Буква О. 2 Выделение второго и третьего звука в слове. Буква У. Звуки гласные и согласные. Буква Ы. 3 Буква Э. 4 Твердые и мягкие согласные. Буква М. 5 Понятие слога. Буква Р. Буква Н. 6 Буква Л. 7 Буква И. 8 Буква К. 9 Буква Г. 10 Буква С. 11 Буква З. 12 Буква Т. 13 Буква Д. 14 Буква Б. 15 Буква П. 16 Буква Ж. 17 Буква Ш. Второй закон чтения. Кол-во ак.часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Буква Ш. Соблюдаем нормы орфоэпии. Сочетание «ШИ». Буква В. Буква Ф. Буква Й. Буква Я. Письмо с буквой Я. Обозначение звуков Й, А буквой Я. Буква Х. Буква Е. Письмо с буквой Е. Обозначение звуков Й, Э буквой Е. Буква Ч. Буква Ю. Письмо с буквой Ю. Обозначение звуков Й, У буквой Ю. Буква Ё. Письмо с буквой Ё. Обозначение звуков Й, О буквой Ё. Буква Щ. Буква Ц. Соблюдаем нормы орфоэпии. Чтение сочетаний «ЦИ» и «ЦЕ». Чтение слов без разделения на слоги. Чтение слов без разделения на слоги. Стечение двух согласных (закрепление). Буква Ь. Буква Ъ. Чтение слов без разделения на слоги. Проверка техники чтения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 36 1 Тематическое планирование «Математика» - 36 академических часов Учебно-тематический план № Тема п/п 1 Часть и целое 2 Часть и целое. Что означает знак «=». Палочки Кюизенера: Сказка о палочках. 3 Сложение. Что означает знак «+» 4 Сложение. Переместительный закон. Палочки Кюизенера: «Заборчики». 5 Сложение. Определение части и целого. Палочки Кюизенера: «Змейка». 6 Понятия «слева», «справа» 7 Число, как количество. Палочки Кюизенера: «У кого больше». 8 Число, как результат измерения 9 Вычислительный прием «+1». Образование последующего числа. Палочки Кюизенера: «Разноцветные вагончики». 10 Вычислительный прием «+1». 11 Вычислительный прием «+1». Переместительный закон сложения. Палочки Кюизенера: «Столбики». 12 Вычислительный прием «+1». Сложение с нулем. 13 Вычислительный прием «+2». 14 Вычислительный прием «2+». Определение сторон «право», «лево» у живых существ. Палочки Кюизенера: «Строительство домов» Кол-во ак.часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Вычитание. Вычислительный прием «-1». Палочки Кюизенера: «Ёлка» Вычитание нуля. Вычислительный прием «-2». Палочки Кюизенера: «Бусы». Вычислительный прием «+3». Вычислительный прием «-3». Вычислительный прием «-3». Понятие «больше-меньше» по количеству. Состав числа 3. Палочки Кюизенера: «Число 3». Числа-соседи. Состав числа 4. Прибавление числа 4 из любого числа. Палочки Кюизенера: «Число 4». Состав числа 5. Число 5 в составе других чисел. Палочки Кюизенера: «Дорога к дому» Четные числа-соседи. Состав числа 6. Палочки Кюизенера: «Дачный поселок» Состав числа 7. Сложение и вычитание одинаковых чисел. Палочки Кюизенера: «Слоненок» Состав числа 8. Состав числа 9. Палочки Кюизенера: «Новоселье» Состав числа 10. Решение примеров. Повторение состава чисел 3,4,5. Решение примеров. Повторение состава чисел 6,7,8. Решение примеров. Повторение состава чисел 9,10. Повторение пройденного материала, закрепление. Палочки Кюизенера: «Море волнуется раз». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование «Развитие речи и подготовка руки к письму» - 36 академических часов Учебно-тематический план № Тема п/п 1 «День рождения». Картинки-помощники. Рассказ о празднике «День рождения». 2 Пишем букву А, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. 3 «Ёжик». Учимся рассказывать о прогулке в лесу. 4 Пишем буквы О, У, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. 5 «Забавное происшествие». Учимся слушать сказку и пересказывать, отвечать на вопросы. 6 Пишем буквы Ы, Э, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. 7 «Как Витя котёнка спас». Обсуждение рассказа, ответы на вопросы. 8 Пишем буквы М, Р, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. 9 «Кот и рыбки». Учимся слушать, пересказывать. Кол-во ак.часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Пишем буквы Н, Л, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Летающая шляпа». Учимся слушать, рассказывать, сочинять свою историю. Пишем буквы И,К выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Летняя прогулка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на вопросы. Пишем буквы Г, С, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Непослушный козлик». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву З выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Неудачный обед». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Т,Д выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Поющий жучок». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Б, П, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Удачная рыбалка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на вопросы. Пишем буквы Ж, Ш, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Удивительная находка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы В, Ф, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Хомячок Хома». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Й, Я, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Вот так стручок!». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Х, Е, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Пушистая проказница». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Ч, Ю, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Пернатый воришка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Ё выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Спасенная птица». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Щ, Ц выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Случай в песочнице». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Ь, Ъ, выполняем штриховку, обводим графические 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 элементы и картинки. Всего: 36 Учебный план направления «Азбука» Занятие №1. Цель: Диагностировать знание букв алфавита и овладеть выделением первого звука в любом слове русского языка 1. Знакомство. 2. Формировать умение выделять звуки [а, о] из речи. 3. Познакомиться с буквами А, а, О, о. Занятие №2. Цель: Сформировать способность хорошо выделять первый, второй и третий звук в слове. 1. Формировать умение выделять звуки [у, ы] из речи. 2. Познакомиться с буквами У,у, Ы, ы. Занятие №3. Цель: Закрепить артикуляционный критерий для различия гласных и согласных. 1. Формировать умение выделять звук [э] из речи. 2. Познакомиться с буквой Э. Занятие № 4. Цель: Ввести понятие твердых и мягких согласных, овладеть способом различения твердых и мягких согласных. 1. Формировать умение выделять звук [м] из речи. 2. Познакомиться с буквой М Занятие №5. Цель: Ввести понятие слога, ввести понятие ударения 1. Формировать умение выделять звуки [р, н] из речи. 2. Познакомиться с буквами Р, Н. Занятие №6. Цель: Изучить букву Л. 1. Формировать умение выделять звук [л] из речи. 2. Познакомиться с буквами Л,л. Занятие №7. Цель: Изучить букву И. 1. Формировать умение выделять звук [и] из речи. 2. Познакомиться с буквами И,и. Занятие №8. Цель: Изучить букву К. 1. Формировать умение выделять звук [К] из речи. 2. Познакомиться с буквами К,к. Занятие №9. Цель: Изучить букву Г. 1. Формировать умение выделять звук [Г] из речи. 11 2. Познакомиться с буквами Г,г. Занятие №10. Цель: Изучить букву С. 1. Формировать умение выделять звук [С] из речи. 2. Познакомиться с буквами С,с. Занятие №11. Цель: Изучить букву З. 1. Формировать умение выделять звук [З] из речи. 2. Познакомиться с буквами З,з. Занятие №12. Цель: Изучить букву Т. 1. Формировать умение выделять звук [Т] из речи. 2. Познакомиться с буквами Т,т. Занятие №13. Цель: Изучить букву Д. 1. Формировать умение выделять звук [Д] из речи. 2. Познакомится с буквами Д, д. II часть Занятие №14. Цель: Изучить букву Б. 1. Формировать умение выделять звук [Б] из речи. 2. Познакомиться с буквами Б,б. Занятие №15. Цель: Изучить букву П. 1. Формировать умение выделять звук [П] из речи. 2. Познакомиться с буквами П,п. Занятие №16. Цель: Изучить букву Ж. 1. Формировать умение выделять звук [Ж] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ж,ж. Занятия №17-18. Цель: Овладеть способом чтения со стечением двух согласных, изучить букву Ш. 1. Познакомиться с буквами Ш, ш. 2. Научиться читать сочетание «ШИ». Занятие №19. Цель: Изучить букву В. 1. Формировать умение выделять звук [В] из речи. 2. Познакомиться с буквами В,в. Занятие №20. Цель: Изучить букву Ф. 1. Формировать умение выделять звук [Ф] из речи. 12 2. Познакомится с буквами Ф,ф. Занятие №21. Цель: Изучить букву Й. 1. Формировать умение выделять звук [Й] из речи. 2. Познакомиться с буквами Й,й. Занятие №22. Цель: Изучить букву Я. 1. Формировать умение выделять звук [А] из речи. 2. Познакомиться с буквами Я,я. Занятие №23. Цель: Обозначение звуков [Й, А] буквой Я. Вторая работы буквы Я. Занятие №24. Цель: Изучить букву Х. 1. Формировать умение выделять звук [Х] из речи. 2. Познакомиться с буквами Х,х. Занятие №25. Цель: Изучение буквы Е. 1. Формировать умение выделять звук [Э] из речи. 2. Познакомиться с буквами Е,е. Занятие №26. Цель: Обозначение звуков Й Э буквой Е. Вторая работы буквы Е III часть Занятие №27. Цель: Изучить букву Ч. 1. Формировать умение выделять звук [Ч] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ч,ч. Занятие №28. Цель: Изучить букву Ю. 1. Формировать умение выделять звук [У] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ю,ю. Занятие №29. Цель: Обозначение звуков Й У буквой Ю. Вторая работы буквы Ю. Занятие №30. Цель: Изучить букву Ё. 1. Формировать умение выделять звук [О] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ё,ё. Занятие №31. Цель: Обозначение звуков Й О буквой Ё. Вторая работы буквы Ё. 13 Занятие №32. Цель: Изучить букву Щ, Ц. 1. Формировать умение выделять звук [Щ, Ц] из речи. 2. Познакомиться с буквами Щ,щ, Ц, ц. Занятие №33. Цель: Научиться соблюдать нормы орфоэпии. 1. Чтение сочетаний Ци и Це Занятие №34. Цель: Чтение слов без разделения на слоги. 1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги. Занятие №35. Цель: Чтение слов без разделения на слоги. 1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги. 2. Стечение двух согласных (закрепление). Занятие №36. Цель: Изучить буквы Ь и Ъ. 1. Овладеть способом чтения с буквами Ь и Ъ. Занятие №37. Цель: Чтение слов без разделения на слоги. 1. Повторение пройденного материала. 2. Проверка техники чтения. Учебный план направления «Математика» Занятие №1. Цель: Сформировать понятие части и целого. 1. Формировать умение сравнивать предметы. 3. Научиться объединять предметы в группы. Занятие №2. Цель: Закрепить понятие части и целого. Сформирование понятие знака «=». 1. Сравнение количества предметов. 2. Понятие знака «равно» или «не равно». 3. Знакомство с палочками Кюизенера. Занятие №3. Цель: Сформировать понятие сложения, понятие знака «+». 1. Закрепление понятий части и целого. 2. Объяснение сути сложения. Занятие №4. Цель: Сформировать понятие сложения, переместительного закона. 1. Закрепление понятия сложения. 2. Объяснение переместительного закона, составление примеров. 14 3. Представление о высоте палочек Кюизенера, понятие «высокий», «низкий», составление простых примеров на сложение с помощью палочек. Занятие №5. Цель: Сформировать понятие сложения, научиться определять часть и целое. 1. Закрепление понятия сложения. 2. Определение частей и целого. 3. Составление целого из отдельных предметов (палочек). Понятия «один», «много», «длинный», «короткий». Занятие №6. Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа». 1. Игра «Вправо или влево?» 2. Определение где «право», «лево» у живых существ. Занятие №7. Цель: Сформировать понятие числа, счета. 1. Счет однородных предметов 2. Составление геометрической фигуры «треугольник»; составление фигур из палочек, сравнение их. Занятие №8. Цель: Сформировать понятие «величина». 1. Выполнение задания на измерение предметов. Занятие №9. Цель: Сформировать понятие последующего числа. 1. Изучение двух способов определения последующего числа. 2. На примере разноцветных вагончиков из палочек Кюизенера закрепление понятия последующего числа. Сравнение предметов по длине; определение в каком поезде больше вагонов. Занятие №10. Цель: Научиться определять последующее число. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 1. Занятие №11. Цель: Закрепить понятие переместительного закона сложения. 1. Решение примеров с переместительным законом сложения. 2. Повторение правила. 3. Классификация предметов по высоте. Понятия «выше», «ниже», «одинаковые» по высоте. Прибавление числа 2 с использованием палочек Кюизенера. Занятие №12. Цель: Сформировать навык сложения с нулем. 15 1. Правило сложения с нулем. 2. Решение примеров. Занятие №13. Цель: Сформировать навык прибавления числа 2. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 2. Занятие №14 Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа». Сформировать навык прибавления числа 2. 3. Игра «Вправо или влево?» 4. Правило определения сторон «право», «лево». 5. Строительство из палочек домов. Сравнение предметов по высоте. Вычитание с использованием палочек Кюизенера. Занятие №15 Цель: Сформировать понятие вычитания, понятие знака «-». 1. Закрепление понятий части и целого. 2. Объяснение сути вычитания. Занятие №16 Цель: Сформировать навык вычитания числа 1. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Сформировать навык определения предыдущего числа. 3. Изучить правило вычитания числа 1. 4. Упражнение детей в определении длины предмета, используя прием наложения. Занятие №17 Цель: Сформировать навык вычитания с нулем. 1. Правило вычитания нуля. 2. Решение примеров. Занятие №18 Цель: Сформировать навык вычитания числа 2. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило вычитания числа 2. 3. Прибавление числа 2 с использованием палочек Кюизенера. Занятие №19. Цель: Сформировать навык прибавления числа 3. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 3. 16 Занятие №20 Цель: Сформировать навык вычитания числа 3. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило вычитания числа 3. Занятие №21 Цель: Закрепить навык вычитания числа 3. Сформировать понятие «Больше-меньше» по количеству. 1. Изучить правило вычитания числа 3. 2. Научиться определять «Больше-меньше» по количеству. Занятие №22 Цель: Сформировать понятие состава числа 3. 1. Научиться сравнивать числа. 2. Решение примеров на состав числа 3. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 3, счёт в пределах 3. Занятие №23 Цель: Сформировать понятие чисел-соседей. 1. Изучить вычитание меньшего числа из большего. 2. Закрепить вычислительные приемы +1,+2,+3, -1,-2,-3. Занятие №24 Цель: Сформировать понятие состава числа 4, навык прибавления и вычитания числа 4 из любого числа. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 4. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 4, счёт в пределах 4. Занятие №25 Цель: Сформировать понятие состава числа 5. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 5. Занятие №26. Цель: Сформировать навык выделения числа 5 из состава других чисел. 1. Решение примеров на выделение числа 5 из состава других чисел. 2. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 5, счёт в пределах 5. Занятие №27. Цель: Сформировать понятие четных чисел-соседей. 1. Изучить правило четных чисел. 2. Примеры на определение четных чисел-соседей. 17 Занятие №28. Цель: Сформировать понятие состава числа 6. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 6. 3. Работа с палочками по словесной инструкции. Занятие №29. Цель: Сформировать понятие состава числа 7. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 7. Занятие №30. Цель: Сформировать навык сложения и вычитания одинаковых чисел. 1. Определение на числовой прямой одинаковых частей чисел. 2. Решение примеров. 3. Создание образа слоненка из заданных палочек, сравнение предметов, ориентирование в пространстве. Занятие №31. Цель: Сформировать понятие состава числа 8. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 8. Занятие №32. Цель: Сформировать понятие состава числа 9. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 9. 3. Работа с палочками разной длины. Выполнение словесной инструкции. Занятие №33. Цель: Сформировать понятие состава числа 10. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 10. Занятие №34. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторить состав числа 3,4, 5. 2. Решение примеров. Занятие №35. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторить состав числа 6,7, 8. 2. Решение примеров. Занятие №36. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 18 1. Повторить состав числа 9,10. 2. Решение примеров. 3. Работа по заданному алгоритму, выполнение словесной инструкции, закрепление навыков измерительной деятельности. Занятие №37. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. Развитие логического мышления. 1. Решение логических задачек. 2. Рисуем по клеточкам. Занятие №38. Цель: Изучить основные геометрические фигуры, повторить пройденный материал. 1. Логические цепочки. 2. Решение примеров на сложение и вычитание. Учебный план направления «Развитие речи и подготовка руки к письму» Занятие №1. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «День рождения». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №2. Цель: Научиться писать букву А. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы А печатными буквами и переход к письменным. Занятие №3. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Ёжик». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №4. Цель: Научиться писать буквы О, У. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв О, У печатными буквами и переход к письменным. Занятие №5. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Забавное происшествие». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №6. Цель: Научиться писать буквы Ы, Э. 19 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ы, Э печатными буквами и переход к письменным. Занятие №7. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Как Витя котенка спас». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №8. Цель: Научиться писать буквы М, Р. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв М, Р печатными буквами и переход к письменным. Занятие №9. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Кот и рыбки». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №10. Цель: Научиться писать буквы Н, Л. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Н, Л печатными буквами и переход к письменным. Занятие №11. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Летающая шляпа». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №12. Цель: Научиться писать буквы И, К. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв И, К печатными буквами и переход к письменным. Занятие №13. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Летняя прогулка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №14. Цель: Научиться писать буквы Г, С. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Г, С печатными буквами и переход к письменным. Занятие №15. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 20 1. Слушание рассказа «Непослушный козлик». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №16. Цель: Научиться писать букву З. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы З, С печатными буквами и переход к письменным. Занятие №17. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Неудачный обед». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №18. Цель: Научиться писать буквы Т, Д. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Т, Д печатными буквами и переход к письменным. Занятие №19. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Поющий жучок». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №20. Цель: Научиться писать буквы Б, П. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Б, П печатными буквами и переход к письменным. Занятие №21. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Удачная рыбалка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №22. Цель: Научиться писать буквы Ж, Ш. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ж, Ш печатными буквами и переход к письменным. Занятие №23. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Удивительная находка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №24. Цель: Научиться писать буквы В, Ф. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 21 2. Письмо букв В, Ф печатными буквами и переход к письменным. Занятие №25. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Хомячок Хома». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №26. Цель: Научиться писать буквы Й, Я. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Й, Я печатными буквами и переход к письменным. Занятие №27. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Вот так стручок!». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №28. Цель: Научиться писать буквы Х, Е. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Х, Е печатными буквами и переход к письменным. Занятие №29. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Пушистая проказница». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №30. Цель: Научиться писать буквы Ч, Ю. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ч, Ю печатными буквами и переход к письменным. Занятие №31. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Пернатый воришка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №32. Цель: Научиться писать букву Ё. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Ё печатными буквами и переход к письменным. Занятие №33. 22 Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Спасенная птица». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №34. Цель: Научиться писать буквы Щ, Ц. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Щ, Ц печатными буквами и переход к письменным. Занятие №35. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Случай в песочнице». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №36. Цель: Научиться писать букв Ь,Ъ. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ь,Ъ печатными буквами и переход к письменным. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только положительно. Материально-техническое обеспечение учебного предмета 1. Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв). Наборы сюжетных (предметных) картинок. Словари по русскому языку: толковый словарь. Альбом-игра «Волшебные дорожки» для палочек Кюизенера. 2. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Палочки Кюизенера. 3. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы. 4. Оборудование класса Ученические столы одноместные с комплектом стульев. 23 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. Литература 1. «Азбука», методики интенсивного обучения О.В.Лысенко в 3 частях; 2. «Счет в пределах 10 без помощи пальцев», методики интенсивного обучения О.В.Лысенко; 3. «Я учусь пересказывать» Н.Э. Теремкова в 3 частях. – Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014; 4. «85 уроков для обучения письму» Т.А. Воробева. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2019 – 128 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»); 5. «Готовим руку к письму», рабочая тетрадь. – Изд. «Росмэн», 2018; 6. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова 24