Рабочая программа МА_продвинутый уровень_2023-2024

Accoquaqun uHmemeKmycubHo-msop.tecKoeo

pa36umufl JtuvHocmu

2I or <<07 urcnr2023r.
JI

B.H. MarcvureBa

'\-/

flouo.nnrlreJrbHaff o6qeo6pa3oBareJrbrra,
o6rqep aswrBarcqafl rrporpaMMa
"Menra;rrHan apnQnrernKa. rrpoqnnHyrrrft yponeHr>>.

Hanpannennocrb : coquarrbHo-[e,{arorr4 qecKilr
Bospacr o6yrarorqzxcx: g-12

m

Cporc peanr,r3arlulr [porpnMMbr

:

I yve6uuft ro4

v

CocrarrErenlr [polputMMhr:
Banrrmosa A:aacr: acus. Anexcan4poBHa,
x.Qus.-var, HayK,
Maxyruena Bepa HzroJraeBua,
rreAaror AoloJrHr4TeJrbuoro o6paronaua.t

Cypryr,
2023 r.

I

Пояснительная записка
Актуальность
направления
дополнительного
образования.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика. Продвинутый
уровень» составлена на основе китайской методики, обучающей детей считать в уме быстрее
калькулятора. Способность устно считать развивается у детей в процессе регулярных тренировок, и
формируется этот навык «автоматически». Как говорят родоначальники ментальной арифметики,
навык устного счета – это «побочный эффект».
Основная же цель данной методики – развитие способности концентрировать внимание,
сосредотачиваться, а также развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться,
развитие фотографической памяти, способности самостоятельно принимать решения. Данные
качества получают развитие благодаря грамотным тренировкам арифметических вычислений на
специальных счетах – абакусе, воображения бусин счет в уме и мысленным манипуляциям с ними.
Так как технология ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и
соотнесение образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о
совместном развитии правого полушария головного мозга и левого, что приводит к гармоничному
развитию личности ребенка и эффективному развитию его интеллектуальных способностей.
Развитие правого полушария головного мозга ребенка – очень важный процесс, который
необходимо начинать с 3-летнего возраста. У детей с 0 до 3 лет правое полушарие является
доминирующим – дети мыслят образами, у них богатое воображение. В последующие годы
активность правого полушария начинает постепенно спадать. Однако в возрасте 7-10 лет можно
«подхватить» процесс развития правого полушария, и в этом случае развитая зрительная память,
концентрация внимания и скорость мышления сыграют весьма полезную роль в процессе обучения
ребенка в школе и последующих годах жизни.
Как писал в своей книге "Дети гениев" японский профессор М. Шичида, являющийся членом
Международной академии образования и советником Японской ассоциации по математике, - правое
полушарие носит название "изображение мозга". Именно эта часть мозга позволяет
визуализировать информацию и видеть сны. Имея развитое воображение и хорошую зрительную
память, человек получает немедленный доступ к информации, хранящейся в памяти, и способен
воспроизвести прочитанную книгу, просматривая каждую страницу в уме, словно фотоснимок. По
его мнению, "когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий
уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные
стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают
прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятой, а также они
способны улучшить свои спортивные возможности".
Каким же образом осуществляется развитие правого полушария у детей посредством
ментальной арифметики? Данный процесс начинается уже с первых занятий, когда дети знакомятся
с китайскими счетами – «абакусом», пробуют перемещать бусины, развивая при этом мелкую
моторику пальцев, и делают первые попытки устного счета. При этом каждая цифра ассоциируется
у ребенка с определенной комбинацией бусин на абакусе (абаке). Таким образом, решая длинные и
сложные примеры, дети представляют абак в уме в виде изображения, и, играючи с бусинами,
«считывают» ответ. При этом применяются различные техники тренировок устного (ментального)
счета с одновременным выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения, или
пением.
Как показывает опыт, дети делают одновременно несколько дел, при этом правильно
вычисляют арифметические задачи, не испытывая каких-либо сложностей. Ребенок силой
мышления и за счет развитой зрительной памяти способен считать в уме до 5-значных чисел
быстрее калькулятора. Процесс устного счета протекает быстрее в разы и точнее, по сравнению с
детьми, не владеющими техникой «ментальная арифметика».
Приобретенные навыки и способность запоминать больше информации, производить устный
счет быстрее взрослых, способность быстро концентрировать внимание и не отвлекаться на
посторонние помехи – все это, несомненно, повышает у детей чувство уверенности в себе,
2

улучшает качество обучения детей, способствует раскрытию творческого и интеллектуального
потенциалов.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей
школьного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную
деятельность ребенка и его творческое начало. Обучение по данной программе позволяет ребенку
добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие курс, с легкостью смогут
складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о
том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь
способ,
с
помощью
которого
развиваются
умственные
способности
человека.
Программа дополнительного образования детей школьного возраста предполагает:
 новое решение проблем дополнительного образования;
 новые методики преподавания;
 новые педагогические технологии в проведении занятий;
 нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания
условий для формирования у школьников навыков абстрактного (пространственного) мышления,
которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость
повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в
век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет, и очень важно
научиться с ней грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая
система практических занятий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать,
корректировать эти навыки у ребенка, а также позволяет легко и радостно включить школьника в
процесс обучения.
Особенностью программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи
специального предмета – абакуса. Счет производится двумя руками, ассиметричными пальцами
правой и левой рук, что, как уже говорилось выше, приводит к развитию межполушарных связей,
после закрепления счета на абакусе, обучающиеся переходят к ментальному счету – мысленно
представляя косточки абакуса в своем воображении и «передвигая» их. В домашнем задании
предусмотрено отрабатывание счета как на абакусе, так и ментально. Обязательным элементом
занятия являются упражнения на интерактивном тренажере, что дает возможность считать всё
быстрее и лучше. Кроме того, в методике сделан акцент на развитие фотографической памяти. В
процессе решения примеров обучающиеся запоминают не одно число, а ряд чисел со знаками. На
занятиях и дома ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают мелкую
моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления.
Они называются фундаментальными. Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно
через установление нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления примеров
постепенно в комфортных для ребенка условиях. При данной работе с детьми у них формируются
важные
качества
личности:
самостоятельность,
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные навыки. В ходе
решения задач школьники учатся концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться и
быстро выполнять упражнения.
Принципы данной программы:
- Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все
компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной
познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа строится в соответствии
с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых
функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
3

- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует
оптимизации занятий, повышению эффективности.
- Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного
усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять
механизмы и стратегию реализации функции.
Роль и место курса в структуре учебного плана. Современная эффективная методика
развития интеллектуально-творческих способностей «Ментальная арифметика. Продвинутый
уровень» является самостоятельной программой дополнительного образования детей. Программа
содержит в себе 5 частей, от начального уровня до продвинутого. Настоящая учебная программа
разработана для детей, освоивших начальный уровень обучения.
Цель учебной программы «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень» - развитие
навыков скоростного устного счета, концентрации внимания, фотографической памяти, логики
посредством изучения умножения и деления на абакусе и в воображении.
В процессе обучения по программе «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень»
ставятся следующие задачи:
1) сформировать у обучающихся теоретические знания в области умножения, деления, десятичного
исчисления в ментальной арифметике;
2) развить у обучающихся практические навыки:
 вычисления арифметического умножения, деления и десятичного исчисления на абакусе;
 фокусировки внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры
динамические и статические);
 ментального счета с отвлекающими факторами.
В результате изучения курса подготовки по программе «Ментальная арифметика. Уровень
продвинутый» учащиеся будут
знать:
 таблицу умножения и деления;
 правила вычисления многозначных чисел на китайских счетах – абакусе;
 логические
правила
десятичного
исчисления
на
абакусе;
уметь:
 концентрировать внимание;
 выполнять арифметические действия с многозначными числами на абаке;
 устно вычислять умножение и деление;
 оценивать свои действия и результаты;
владеть:
 навыками работы на китайских счетах – абакусе;
 правилами сосредоточения;
 навыками устного счета посредством воображения счет.
Объем изучения курса:
Программа начального уровня рассчитана на 1 учебный год в количестве 72 академических
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Форма организации занятий - групповая.
Настоящая программа рассчитана на детей в возрасте 8-12 лет. Группы формируются с
учетом возрастных особенностей обучающихся. Группы работают над изучением одинаковых тем,
используя разные типы заданий, которые подбираются с учетом возрастных особенностей.
Основными формами проведения занятий являются практикумы, направленные на
отработку умений работы на абакусе и формирование навыков концентрации внимания.
Предпочтительным является организация творческой деятельности занимающихся, групповые
формы работы, игровая деятельность.
В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением курса:
4





тесты (входной, промежуточный и итоговый);
контрольные занятия / олимпиады/соревнования;
зачет.
Заключительной формой контроля является зачет, который включает в себя решение
арифметических задач при помощи счет и без них. В результате учащийся должен
продемонстрировать не только навыки устного счета и при помощи абакуса, но и способность
концентрировать внимание при разных отвлекающих воздействиях.
Обеспечение образования для лиц с ОВЗ. Для обеспечения образования инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья реализация данной программы может осуществляться в
адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из
индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.
Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов:
• оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и
самооценки обучающихся;
• статистический учет сохранности контингента обучающихся;
• наблюдение изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в
объединение и по мере их участия в деятельности;
• индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися;
• сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и
последующих этапах освоения программы;
• оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах,
соревновательной и конкурсной деятельности.
Алгоритм учебного занятия. Для данной программы в основном характерна следующая
структура занятия:
1. организационное начало – приветствие обучающихся;
2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов по теме занятия;
3. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
4. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками).
5. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся;
6. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во
время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение
всего занятия. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел
результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный, сравнительный
анализ работ, важный не только для педагога, но и для учащихся. Чем больше самостоятельности
предоставляется детям, тем надёжнее и осознаннее становятся приобретенные ими знания, умения,
навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Тема

Количество часов
Теорет. Практ.

Всего

0,5

0,5

1

2

2

2

3

1

Введение в уровень продвинутый. Знакомство с планом
занятий. Вводный контроль.

2

Повторение тем 1 (начального) уровня

3

Скоростное решение 2D

4

Десятичное исчисление

3

3

5

Десятичное исчисление 6 слагаемых

1

1

1

5

6

Десятичное исчисление 7 слагаемых

1

1

7

Десятичное исчисление 8 слагаемых

1

1

8

Переход на 10 слагаемых. Сложение-вычитание

3

3

9

Промежуточный контроль 9 уровень

1

1

10

Подготовка к умножению. Таблица умножения

1

1

2

11

Умножение на абакусе, 2Dx1D

1

3

4

12

Умножение на абакусе, 3Dx1D

1

3

4

13

Умножение на абакусе, 2Dx2D

1

3

4

14

Умножение на абакусе, 4Dx1D

2

2

15

Промежуточный контроль

1

1

16

Умножение ментально

2

2

17

Деление табличное

1

1

2

18

Деление 3D/1D

1

3

4

19

Тренажеры на умножение и деление

2

2

20

Деление 4D/1D

4

4

21

Деление на круглое двузначное число

4

4

22

Деление ментально

2

2

23

Деление с нулем в середине

2

2

24

Деление с круглым делимым

0,5

0,5

1

25

Особенности деления на двузначное число

0,5

2,5

3

26

Распространенные ошибки вычисления умножения и деления

3

3

27

Промежуточный контроль 8 уровень

1

1

28

Знакомство с отрицательными числами

2

2

29

Решение примеров с отрицательным ответом

2

2

30

Тренажеры для ментального умножения и деления

1

1

31

Тренажеры для скоростного вычисления с отрицательными
числами

2

2

32

Подготовка к тестированию на 7 уровень.

1

1

33

Соревнования среди групп занимающихся. Заключительное
тестирование, зачет.

1

1

63,5

72

ИТОГО:

8,5

6

Содержание программы обучения
Тема 1. Введение во 2 уровень. Знакомство с планом занятий.
Теория
(0,5ч)

Знакомство с учебным планом занятий. Возможные результаты.

Практи
Тестирование: знание цифр, способность складывать и
ка (0,5
вычитать однозначные цифры.
ч)

Тема 2. Повторение тем 1 (начального) уровня
Практика
(2 ч)

Решение примеров на все правила, решение примеров по сложным формулам
на сложение и вычитание. Счет на ментальной карте. Счет примеров
ментально. Упражнения на увеличение скорости счета.

Тема 3. Скоростное решение 2D

Теория (1ч) Секреты скоростного решения примеров.

Практика
(2 ч)

Выполнение упражнений на слух, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 4. Десятичное исчисление
Практика
(3 ч)

Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера.

Тема 5. Десятичное исчисление 6 слагаемых
Практика
(1 ч)

Упражнения в рабочей тетради, на слух, на скорость, на тренажере.

7

Тема 6. Десятичное исчисление 7 слагаемых
Практика (1
Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера.
ч)

Тема 7. Десятичное исчисление 8 слагаемых.
Практика
ч)

(1

Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера.

Тема 8. Переход на 10 слагаемых. Сложение-вычитание.
Практика (3 ч)

Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера.

Тема 9. Промежуточный контроль 9 уровень.
Практика (1 ч)

Выполнение упражнений. Тестирование на 9 уровень.

Тема 10. Подготовка к умножению. Таблица умножения.
Теория (1ч) Суть умножения. Теоретические знания об умножении.
Практика
(1 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 11. Умножение на абакусе, 2Dx1D
Теория (1ч) Суть умножения. Теоретические знания об умножении по формуле 2Dx1D.
Практика
(3 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 12. Умножение на абакусе, 3Dx1D
Теория (1ч) Теоретические знания об умножении по формуле 3Dx1D.
Практика
(3 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 13. Умножение на абакусе, 2Dx2D

8

Теория (1ч) Теоретические знания об умножении по формуле 2Dx2D.
Практика
(3 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 14. Умножение на абакусе, 4Dx1D
Практика
(2 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 15. Промежуточный контроль
Практика
(1 ч)

Тестирование. Отработка тренажеров.

Тема 16. Умножение ментально
Практика
(2 ч)

Умножение без использования абакуса, в уме.

Тема 17. Деление табличное
Теория (1ч) Теоретические знания о делении, суть деления.
Практика
(1 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 18. Деление 3D/1D
Теория (1ч) Теоретические знания о делении по формуле 3D/1D.
Практика
(3 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 19. Тренажеры на умножение и деление
Практика
(2 ч)

Отработка умножения и деления на тренажерах.

Тема 20. Деление 4D/1D
Практика
(4 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Отработка
формулы 4D/1D
9

Тема 21. Деление на круглое двузначное число.
Практика
(4 ч)

Отработка примеров на деление на круглое число. Упражнения на абакусе, в
рабочей тетради, на тренажере.

Тема 22. Деление ментально.
Практика
(2 ч)

Решение примеров на деление ментально (в уме), без помощи абакуса.

Тема 23. Деление с нулем в середине.
Практика
(2 ч)

Решение примеров на деление ментально (в уме), без помощи абакуса с
нулем в середине.

Тема 24. Деление с круглым делимым.
Теория
(0,5ч)

Теоретические знания о делении с круглым делимым.

Практика
(0,5 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 25. Особенности деления на двузначное число
Теория
(0,5ч)

Теоретические знания о делении на двузначное число.

Практика
(2,5 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере.

Тема 26. Распространенные ошибки вычисления умножения и деления
Практика
(3 ч)

Практический разбор ошибок, возникающих в процессе решения примеров на
умножение и деление. Отработка примеров.

Тема 27. Промежуточный контроль 8 уровень
Практика
(1 ч)

Тестирование на 8 уровень.

Тема 28. Знакомство с отрицательными числами
Практика
(2 ч)

Понятие отрицательных чисел. Решение примеров с отрицательными
числами.
10

Тема 29. Решение примеров с отрицательным ответом.
Практика
(2 ч)

Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере
примеров с отрицательным ответом.

- решение

Тема 30. Тренажеры для ментального умножения и деления
Практика
(1 ч)

Отработка тренажеров на ментальный счет - умножение и деление.

Тема 31. Тренажеры для скоростного вычисления с отрицательными числами
Практика
(2 ч)

Отработка тренажеров на ментальный счет
отрицательными числами.

- умножение и деление с

Тема 32. Подготовка к тестированию на 7 уровень.
Практика
(1 ч)

Отработка тренажеров на абакусе, в рабочей тетради, а также на ментальный
счет - умножение и деление.

Тема 33. Соревнования среди групп занимающихся. Заключительное тестирование,
зачет.
Практика
(1 ч)

Проведение соревнования среди детей. Сдача заключительного тестирования
на 7 уровень, зачет.
Методическое обеспечение программы и условия реализации программы

Чтобы достигнуть все поставленные цели данного курса и решить поставленные задачи,
необходимо сбалансировать теоретический и практический материал в соотношении, примерно,
1:5. Таким образом, объем теоретических занятий составит 16,6 % от общего количества и 83,4 %
времени займут практические занятия.
Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей скоростному устному
счету, развития концентрации внимания и фотографической памяти предусматривается применение
следующих методов обучения:
 словесного: объяснение, беседа;
 наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для отработки навыков
устного счета, развития памяти и других посредством ПК;
 практического: работа на специальных счетах (абакус).
Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам проводятся в групповой
форме. Упражнения, направленные на функциональную тренировку навыков скоростного устного
счета, воспроизведения зрительной информации и концентрации внимания предусматривает
индивидуальную работу, работу в парах, а также групповую.

Материально-техническое обеспечение программы
Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой.

11

Единица
измерения

Колич
ество

Столы ученические

шт

9

Стулья ученические

шт

9

Компьютер с соответствующим программным
обеспечением

комплект

1

Интерактивная панель

шт

1

Доска

комплект

1

Учебно-наглядные пособия
Учебные пособия: рабочие тетради, счеты, ментальные карты

комплект

1

Наименование учебного оборудования
Оборудование и технические средства обучения

Формы аттестации
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце каждого
модуля предусмотрена промежуточная аттестация по установленным международным стандартам.
Система оценивания
Система оценивания успешности занятий весьма разнообразна, так как применяются методы
оценивания и концентрации внимания учащихся: оценка объема динамического внимания при
помощи таблиц Шульте и Горбова, оценка объема внимания при восприятии простейших объектов,
при этом фиксируется показатель точности восприятия. Исследование избирательности внимания
осуществляется методом Мюнстерберга, упрощенным тестом Торидака. Также применяются
корректурные пробы с кольцами Ландольта и другие известные методы оценки внимания.
Кроме перечисленных методов оценки концентрации внимания, применяются контрольные
тесты по работе на абакусе и без них. Фиксируется время выполнения заданий, правильность
постановки рук и количество верно решенных задач.
В совокупности описанная система оценки внимания, памяти, мелкой моторки пальце рук при
работе на абакусе и навыков устного счета позволит составить объективную картину развития
выше перечисленных навыков у ребенка в течение обучения ментальной арифметики и по итогам
начального уровня данного курса.
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга:
a. внутренний (наблюдение);
b. внешний (участие в итоговом тестировании - аттестации).
Внутренний мониторинг. В начале каждого модуля проводится первичная фиксация уровня
знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует
индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
Внешний мониторинг. В конце прохождения модуля проводится мониторинг в виде
олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее
12

развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники
олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и
логические задачи.
Кроме того, в течение года детям будет предоставляться возможность участия в сторонних
олимпиадах, проводимых на международном уровне и на уровне страны.

1.

2.

3.

В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением материала:
Предварительный контроль – необходимо проводить в начале каждого курса «ментальной
арифметики» для оценки концентрации внимания учащегося, знания цифр (на начальном
уровне), навыков устного счета. Предварительный контроль необходимо проводить с целью
оценки приращения навыков в течение учебного года. Результаты тестирования фиксируются
в журнал преподавателя.
Текущий контроль – систематическая проверка навыков работы на абакусе, знания
комбинаций, способности и скорости устных вычислений арифметических задач,
концентрации внимания и зрительной памяти. Текущий контроль проводится каждые три
недели во время занятия с фиксаций результатов в таблице преподавателя.
Итоговый контроль – проводится в конце уровня программы «ментальная арифметика» (в
данном случае в конце учебного года). Данный вид контроля предполагает комплексную
проверку навыков по всем ключевым направлениям. Данные фиксируются в таблице
преподавателя.
Список литературы

Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999.
Т.А. Кирдяшкина. Методы исследования внимания (практикум по психологии): учебное
пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999.
3.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К., Слоненко Т.Б. Как развить внимание. Донецк:
Сталкер, 1999.
4.
Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Зрительная память. М.:
РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
5.
Малсан Би «Ментальная арифметика для всех», 2017.
6. Куралай Эрускызы Жунисбекова «Ментальная арифметика. Методическое пособие для
преподавателей и родителей», 2020.
1.
2.

7.
Д.Вендланд «Ментальная арифметика 2. Учим математику при помощи абакуса. Сложение и
вычитание до 1000» , 2019.
8. Рабочие тетради BrainUp для детей школьного возраста. АВ10-8, МС 10-8, МС 9-8, М7,
составитель к.физ-мат.н. А.А. Балтикова.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».