Accoquaqun uHmemeKmycubHo-msop.tecKoeo pa36umufl JtuvHocmu 2I or <<07 urcnr2023r. JI B.H. MarcvureBa '\-/ flouo.nnrlreJrbHaff o6qeo6pa3oBareJrbrra, o6rqep aswrBarcqafl rrporpaMMa "Menra;rrHan apnQnrernKa. rrpoqnnHyrrrft yponeHr>>. Hanpannennocrb : coquarrbHo-[e,{arorr4 qecKilr Bospacr o6yrarorqzxcx: g-12 m Cporc peanr,r3arlulr [porpnMMbr : I yve6uuft ro4 v CocrarrErenlr [polputMMhr: Banrrmosa A:aacr: acus. Anexcan4poBHa, x.Qus.-var, HayK, Maxyruena Bepa HzroJraeBua, rreAaror AoloJrHr4TeJrbuoro o6paronaua.t Cypryr, 2023 r. I Пояснительная записка Актуальность направления дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень» составлена на основе китайской методики, обучающей детей считать в уме быстрее калькулятора. Способность устно считать развивается у детей в процессе регулярных тренировок, и формируется этот навык «автоматически». Как говорят родоначальники ментальной арифметики, навык устного счета – это «побочный эффект». Основная же цель данной методики – развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться, а также развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться, развитие фотографической памяти, способности самостоятельно принимать решения. Данные качества получают развитие благодаря грамотным тренировкам арифметических вычислений на специальных счетах – абакусе, воображения бусин счет в уме и мысленным манипуляциям с ними. Так как технология ментальной арифметики включает в себя воображение счетов и соотнесение образной комбинации бусин с числовой записью чисел, то можно утверждать о совместном развитии правого полушария головного мозга и левого, что приводит к гармоничному развитию личности ребенка и эффективному развитию его интеллектуальных способностей. Развитие правого полушария головного мозга ребенка – очень важный процесс, который необходимо начинать с 3-летнего возраста. У детей с 0 до 3 лет правое полушарие является доминирующим – дети мыслят образами, у них богатое воображение. В последующие годы активность правого полушария начинает постепенно спадать. Однако в возрасте 7-10 лет можно «подхватить» процесс развития правого полушария, и в этом случае развитая зрительная память, концентрация внимания и скорость мышления сыграют весьма полезную роль в процессе обучения ребенка в школе и последующих годах жизни. Как писал в своей книге "Дети гениев" японский профессор М. Шичида, являющийся членом Международной академии образования и советником Японской ассоциации по математике, - правое полушарие носит название "изображение мозга". Именно эта часть мозга позволяет визуализировать информацию и видеть сны. Имея развитое воображение и хорошую зрительную память, человек получает немедленный доступ к информации, хранящейся в памяти, и способен воспроизвести прочитанную книгу, просматривая каждую страницу в уме, словно фотоснимок. По его мнению, "когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятой, а также они способны улучшить свои спортивные возможности". Каким же образом осуществляется развитие правого полушария у детей посредством ментальной арифметики? Данный процесс начинается уже с первых занятий, когда дети знакомятся с китайскими счетами – «абакусом», пробуют перемещать бусины, развивая при этом мелкую моторику пальцев, и делают первые попытки устного счета. При этом каждая цифра ассоциируется у ребенка с определенной комбинацией бусин на абакусе (абаке). Таким образом, решая длинные и сложные примеры, дети представляют абак в уме в виде изображения, и, играючи с бусинами, «считывают» ответ. При этом применяются различные техники тренировок устного (ментального) счета с одновременным выполнением физических упражнений, рассказыванием стихотворения, или пением. Как показывает опыт, дети делают одновременно несколько дел, при этом правильно вычисляют арифметические задачи, не испытывая каких-либо сложностей. Ребенок силой мышления и за счет развитой зрительной памяти способен считать в уме до 5-значных чисел быстрее калькулятора. Процесс устного счета протекает быстрее в разы и точнее, по сравнению с детьми, не владеющими техникой «ментальная арифметика». Приобретенные навыки и способность запоминать больше информации, производить устный счет быстрее взрослых, способность быстро концентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние помехи – все это, несомненно, повышает у детей чувство уверенности в себе, 2 улучшает качество обучения детей, способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциалов. Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей школьного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека. Программа дополнительного образования детей школьного возраста предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет, и очень важно научиться с ней грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических занятий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки у ребенка, а также позволяет легко и радостно включить школьника в процесс обучения. Особенностью программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального предмета – абакуса. Счет производится двумя руками, ассиметричными пальцами правой и левой рук, что, как уже говорилось выше, приводит к развитию межполушарных связей, после закрепления счета на абакусе, обучающиеся переходят к ментальному счету – мысленно представляя косточки абакуса в своем воображении и «передвигая» их. В домашнем задании предусмотрено отрабатывание счета как на абакусе, так и ментально. Обязательным элементом занятия являются упражнения на интерактивном тренажере, что дает возможность считать всё быстрее и лучше. Кроме того, в методике сделан акцент на развитие фотографической памяти. В процессе решения примеров обучающиеся запоминают не одно число, а ряд чисел со знаками. На занятиях и дома ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными. Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через установление нормативов. Они позволяют повышать скорость вычисления примеров постепенно в комфортных для ребенка условиях. При данной работе с детьми у них формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные навыки. В ходе решения задач школьники учатся концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться и быстро выполнять упражнения. Принципы данной программы: - Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. - Комплексность Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. - Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. - Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. 3 - Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению эффективности. - Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа. - Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции. Роль и место курса в структуре учебного плана. Современная эффективная методика развития интеллектуально-творческих способностей «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень» является самостоятельной программой дополнительного образования детей. Программа содержит в себе 5 частей, от начального уровня до продвинутого. Настоящая учебная программа разработана для детей, освоивших начальный уровень обучения. Цель учебной программы «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень» - развитие навыков скоростного устного счета, концентрации внимания, фотографической памяти, логики посредством изучения умножения и деления на абакусе и в воображении. В процессе обучения по программе «Ментальная арифметика. Продвинутый уровень» ставятся следующие задачи: 1) сформировать у обучающихся теоретические знания в области умножения, деления, десятичного исчисления в ментальной арифметике; 2) развить у обучающихся практические навыки: вычисления арифметического умножения, деления и десятичного исчисления на абакусе; фокусировки внимания при счете (воздействия аудиальное и зрительное, примеры динамические и статические); ментального счета с отвлекающими факторами. В результате изучения курса подготовки по программе «Ментальная арифметика. Уровень продвинутый» учащиеся будут знать: таблицу умножения и деления; правила вычисления многозначных чисел на китайских счетах – абакусе; логические правила десятичного исчисления на абакусе; уметь: концентрировать внимание; выполнять арифметические действия с многозначными числами на абаке; устно вычислять умножение и деление; оценивать свои действия и результаты; владеть: навыками работы на китайских счетах – абакусе; правилами сосредоточения; навыками устного счета посредством воображения счет. Объем изучения курса: Программа начального уровня рассчитана на 1 учебный год в количестве 72 академических часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Форма организации занятий - групповая. Настоящая программа рассчитана на детей в возрасте 8-12 лет. Группы формируются с учетом возрастных особенностей обучающихся. Группы работают над изучением одинаковых тем, используя разные типы заданий, которые подбираются с учетом возрастных особенностей. Основными формами проведения занятий являются практикумы, направленные на отработку умений работы на абакусе и формирование навыков концентрации внимания. Предпочтительным является организация творческой деятельности занимающихся, групповые формы работы, игровая деятельность. В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением курса: 4 тесты (входной, промежуточный и итоговый); контрольные занятия / олимпиады/соревнования; зачет. Заключительной формой контроля является зачет, который включает в себя решение арифметических задач при помощи счет и без них. В результате учащийся должен продемонстрировать не только навыки устного счета и при помощи абакуса, но и способность концентрировать внимание при разных отвлекающих воздействиях. Обеспечение образования для лиц с ОВЗ. Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация данной программы может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося. Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов: • оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся; • статистический учет сохранности контингента обучающихся; • наблюдение изменений в личности и поведении обучающихся с момента поступления в объединение и по мере их участия в деятельности; • индивидуальные и коллективные беседы с обучающимися; • сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы; • оценка степени участия и активности обучающегося в командных проектах, соревновательной и конкурсной деятельности. Алгоритм учебного занятия. Для данной программы в основном характерна следующая структура занятия: 1. организационное начало – приветствие обучающихся; 2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов по теме занятия; 3. теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 4. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 5. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 6. подведение итогов занятия, обсуждение результатов. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение всего занятия. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный, сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для учащихся. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надёжнее и осознаннее становятся приобретенные ими знания, умения, навыки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Тема Количество часов Теорет. Практ. Всего 0,5 0,5 1 2 2 2 3 1 Введение в уровень продвинутый. Знакомство с планом занятий. Вводный контроль. 2 Повторение тем 1 (начального) уровня 3 Скоростное решение 2D 4 Десятичное исчисление 3 3 5 Десятичное исчисление 6 слагаемых 1 1 1 5 6 Десятичное исчисление 7 слагаемых 1 1 7 Десятичное исчисление 8 слагаемых 1 1 8 Переход на 10 слагаемых. Сложение-вычитание 3 3 9 Промежуточный контроль 9 уровень 1 1 10 Подготовка к умножению. Таблица умножения 1 1 2 11 Умножение на абакусе, 2Dx1D 1 3 4 12 Умножение на абакусе, 3Dx1D 1 3 4 13 Умножение на абакусе, 2Dx2D 1 3 4 14 Умножение на абакусе, 4Dx1D 2 2 15 Промежуточный контроль 1 1 16 Умножение ментально 2 2 17 Деление табличное 1 1 2 18 Деление 3D/1D 1 3 4 19 Тренажеры на умножение и деление 2 2 20 Деление 4D/1D 4 4 21 Деление на круглое двузначное число 4 4 22 Деление ментально 2 2 23 Деление с нулем в середине 2 2 24 Деление с круглым делимым 0,5 0,5 1 25 Особенности деления на двузначное число 0,5 2,5 3 26 Распространенные ошибки вычисления умножения и деления 3 3 27 Промежуточный контроль 8 уровень 1 1 28 Знакомство с отрицательными числами 2 2 29 Решение примеров с отрицательным ответом 2 2 30 Тренажеры для ментального умножения и деления 1 1 31 Тренажеры для скоростного вычисления с отрицательными числами 2 2 32 Подготовка к тестированию на 7 уровень. 1 1 33 Соревнования среди групп занимающихся. Заключительное тестирование, зачет. 1 1 63,5 72 ИТОГО: 8,5 6 Содержание программы обучения Тема 1. Введение во 2 уровень. Знакомство с планом занятий. Теория (0,5ч) Знакомство с учебным планом занятий. Возможные результаты. Практи Тестирование: знание цифр, способность складывать и ка (0,5 вычитать однозначные цифры. ч) Тема 2. Повторение тем 1 (начального) уровня Практика (2 ч) Решение примеров на все правила, решение примеров по сложным формулам на сложение и вычитание. Счет на ментальной карте. Счет примеров ментально. Упражнения на увеличение скорости счета. Тема 3. Скоростное решение 2D Теория (1ч) Секреты скоростного решения примеров. Практика (2 ч) Выполнение упражнений на слух, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 4. Десятичное исчисление Практика (3 ч) Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера. Тема 5. Десятичное исчисление 6 слагаемых Практика (1 ч) Упражнения в рабочей тетради, на слух, на скорость, на тренажере. 7 Тема 6. Десятичное исчисление 7 слагаемых Практика (1 Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера. ч) Тема 7. Десятичное исчисление 8 слагаемых. Практика ч) (1 Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера. Тема 8. Переход на 10 слагаемых. Сложение-вычитание. Практика (3 ч) Выполнение упражнений, в том числе с использованием тренажера. Тема 9. Промежуточный контроль 9 уровень. Практика (1 ч) Выполнение упражнений. Тестирование на 9 уровень. Тема 10. Подготовка к умножению. Таблица умножения. Теория (1ч) Суть умножения. Теоретические знания об умножении. Практика (1 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 11. Умножение на абакусе, 2Dx1D Теория (1ч) Суть умножения. Теоретические знания об умножении по формуле 2Dx1D. Практика (3 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 12. Умножение на абакусе, 3Dx1D Теория (1ч) Теоретические знания об умножении по формуле 3Dx1D. Практика (3 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 13. Умножение на абакусе, 2Dx2D 8 Теория (1ч) Теоретические знания об умножении по формуле 2Dx2D. Практика (3 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 14. Умножение на абакусе, 4Dx1D Практика (2 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 15. Промежуточный контроль Практика (1 ч) Тестирование. Отработка тренажеров. Тема 16. Умножение ментально Практика (2 ч) Умножение без использования абакуса, в уме. Тема 17. Деление табличное Теория (1ч) Теоретические знания о делении, суть деления. Практика (1 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 18. Деление 3D/1D Теория (1ч) Теоретические знания о делении по формуле 3D/1D. Практика (3 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 19. Тренажеры на умножение и деление Практика (2 ч) Отработка умножения и деления на тренажерах. Тема 20. Деление 4D/1D Практика (4 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Отработка формулы 4D/1D 9 Тема 21. Деление на круглое двузначное число. Практика (4 ч) Отработка примеров на деление на круглое число. Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 22. Деление ментально. Практика (2 ч) Решение примеров на деление ментально (в уме), без помощи абакуса. Тема 23. Деление с нулем в середине. Практика (2 ч) Решение примеров на деление ментально (в уме), без помощи абакуса с нулем в середине. Тема 24. Деление с круглым делимым. Теория (0,5ч) Теоретические знания о делении с круглым делимым. Практика (0,5 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 25. Особенности деления на двузначное число Теория (0,5ч) Теоретические знания о делении на двузначное число. Практика (2,5 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере. Тема 26. Распространенные ошибки вычисления умножения и деления Практика (3 ч) Практический разбор ошибок, возникающих в процессе решения примеров на умножение и деление. Отработка примеров. Тема 27. Промежуточный контроль 8 уровень Практика (1 ч) Тестирование на 8 уровень. Тема 28. Знакомство с отрицательными числами Практика (2 ч) Понятие отрицательных чисел. Решение примеров с отрицательными числами. 10 Тема 29. Решение примеров с отрицательным ответом. Практика (2 ч) Упражнения на абакусе, в рабочей тетради, на тренажере примеров с отрицательным ответом. - решение Тема 30. Тренажеры для ментального умножения и деления Практика (1 ч) Отработка тренажеров на ментальный счет - умножение и деление. Тема 31. Тренажеры для скоростного вычисления с отрицательными числами Практика (2 ч) Отработка тренажеров на ментальный счет отрицательными числами. - умножение и деление с Тема 32. Подготовка к тестированию на 7 уровень. Практика (1 ч) Отработка тренажеров на абакусе, в рабочей тетради, а также на ментальный счет - умножение и деление. Тема 33. Соревнования среди групп занимающихся. Заключительное тестирование, зачет. Практика (1 ч) Проведение соревнования среди детей. Сдача заключительного тестирования на 7 уровень, зачет. Методическое обеспечение программы и условия реализации программы Чтобы достигнуть все поставленные цели данного курса и решить поставленные задачи, необходимо сбалансировать теоретический и практический материал в соотношении, примерно, 1:5. Таким образом, объем теоретических занятий составит 16,6 % от общего количества и 83,4 % времени займут практические занятия. Для достижения максимального эффекта в процессе обучения детей скоростному устному счету, развития концентрации внимания и фотографической памяти предусматривается применение следующих методов обучения: словесного: объяснение, беседа; наглядно-иллюстративного: схемы, видеоматериалы, тренажер для отработки навыков устного счета, развития памяти и других посредством ПК; практического: работа на специальных счетах (абакус). Вводные занятия, итоговые, игровые виды деятельности по темам проводятся в групповой форме. Упражнения, направленные на функциональную тренировку навыков скоростного устного счета, воспроизведения зрительной информации и концентрации внимания предусматривает индивидуальную работу, работу в парах, а также групповую. Материально-техническое обеспечение программы Оборудованный учебный кабинет с соответствующей учебно-материальной базой. 11 Единица измерения Колич ество Столы ученические шт 9 Стулья ученические шт 9 Компьютер с соответствующим программным обеспечением комплект 1 Интерактивная панель шт 1 Доска комплект 1 Учебно-наглядные пособия Учебные пособия: рабочие тетради, счеты, ментальные карты комплект 1 Наименование учебного оборудования Оборудование и технические средства обучения Формы аттестации В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация по установленным международным стандартам. Система оценивания Система оценивания успешности занятий весьма разнообразна, так как применяются методы оценивания и концентрации внимания учащихся: оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Шульте и Горбова, оценка объема внимания при восприятии простейших объектов, при этом фиксируется показатель точности восприятия. Исследование избирательности внимания осуществляется методом Мюнстерберга, упрощенным тестом Торидака. Также применяются корректурные пробы с кольцами Ландольта и другие известные методы оценки внимания. Кроме перечисленных методов оценки концентрации внимания, применяются контрольные тесты по работе на абакусе и без них. Фиксируется время выполнения заданий, правильность постановки рук и количество верно решенных задач. В совокупности описанная система оценки внимания, памяти, мелкой моторки пальце рук при работе на абакусе и навыков устного счета позволит составить объективную картину развития выше перечисленных навыков у ребенка в течение обучения ментальной арифметики и по итогам начального уровня данного курса. Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга: a. внутренний (наблюдение); b. внешний (участие в итоговом тестировании - аттестации). Внутренний мониторинг. В начале каждого модуля проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. Внешний мониторинг. В конце прохождения модуля проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее 12 развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. Кроме того, в течение года детям будет предоставляться возможность участия в сторонних олимпиадах, проводимых на международном уровне и на уровне страны. 1. 2. 3. В течение учебного года осуществляется контроль за усвоением материала: Предварительный контроль – необходимо проводить в начале каждого курса «ментальной арифметики» для оценки концентрации внимания учащегося, знания цифр (на начальном уровне), навыков устного счета. Предварительный контроль необходимо проводить с целью оценки приращения навыков в течение учебного года. Результаты тестирования фиксируются в журнал преподавателя. Текущий контроль – систематическая проверка навыков работы на абакусе, знания комбинаций, способности и скорости устных вычислений арифметических задач, концентрации внимания и зрительной памяти. Текущий контроль проводится каждые три недели во время занятия с фиксаций результатов в таблице преподавателя. Итоговый контроль – проводится в конце уровня программы «ментальная арифметика» (в данном случае в конце учебного года). Данный вид контроля предполагает комплексную проверку навыков по всем ключевым направлениям. Данные фиксируются в таблице преподавателя. Список литературы Бузан т. Скоростная память (пер. С англ.). М.: Рипол классик, 1999. Т.А. Кирдяшкина. Методы исследования внимания (практикум по психологии): учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 3. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К., Слоненко Т.Б. Как развить внимание. Донецк: Сталкер, 1999. 4. Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Зрительная память. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 5. Малсан Би «Ментальная арифметика для всех», 2017. 6. Куралай Эрускызы Жунисбекова «Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей», 2020. 1. 2. 7. Д.Вендланд «Ментальная арифметика 2. Учим математику при помощи абакуса. Сложение и вычитание до 1000» , 2019. 8. Рабочие тетради BrainUp для детей школьного возраста. АВ10-8, МС 10-8, МС 9-8, М7, составитель к.физ-мат.н. А.А. Балтикова. 13