Accoquaqun uHmemeKmycrJrbHo-maopuecKoeo pq3rumltz nuttHocmu rra Ns 121 or 07.07.2023r. AI4TPJI B.H. MaxvrrreBa ,{ouo.nnureJrbHafl o6rqeo6pa3oBareJrbHaq odqepasBr{Baroqaq rporpaMMa ttflo.lrotoBKa K [rKorett HanpaueHHocrb : corlr4€urbHo-nelarorvqecKat Bospacr o6yrarorqr4xcfl: 6-7 rcr Cpor< pe€L[r.r3arlur{ rrporpaMMbr 1 : y're6uufi roA Cocraszrenv nporpaMMbr : Maryurena Bepa Huxoraeaua, JIe onosa LIpuua B urropon ua Cypryr, 2023 r. Рабочая программа «Подготовка к школе» Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» готовит детей к обучению в начальной школе. Направленность – социально-педагогическая. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки. Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа предполагает использование в том числе авторской методики О.В. Лысенко, современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. Использование палочек Кюизенера в практической работе с детьми производится еще недостаточно, но с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Отличительной особенностью программы является то, что она объединяет в себя самые важные направления развития дошкольника – обучение чтению, обучению счету, развитию речи и подготовке руки к письму, последовательно и плавно погружает ребенка в обучение и способствует более органичному усвоению материала. Основной задачей программы «Подготовка к школе» является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода в образовательную ступень, развитие познавательных интересов и желания учиться. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не 2 только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического успешного обучения в школе. Основные задачи: Обучающие: формирование грамотной речи, умения выразить мысль; овладение навыками логического мышления; формирование пространственных представлений; формирование графических навыков; формирование навыка различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; формирование навыка определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов; формирование умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова; формирование умения определять количество слов в предложении; формирование понятий «целое», «часть»; формирование умения считать в пределах 10 без помощи пальцев, решать простые примеры. Развивающие: развитие воображения и активной речи как предпосылок для творческой деятельности; развитие памяти, способности к сознательному запоминанию; развитие символической функции мышления; развитие коммуникативных личностных качеств; развитие мелкой моторики. Воспитательные: формирование мотивации к учебной деятельности; воспитание чувства ответственности и самостоятельности; развития личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие эмоционально-волевой сферы; воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные; воспитывать любознательность и сообразительность; воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.); 3 способствовать формированию чувства самостоятельности, инициативности. уверенности в своих силах, Категория обучающихся по программе Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. На обучение по программе принимаются все желающие. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Форма обучения – групповая. Формы занятий: По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах. По особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, практикум, интеллектуальная игра, выставка, конкурс, викторина, консультация, «мозговой штурм», праздник, практическое занятие и др. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. По типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое, контрольное, тренировочное и др. При проведении занятий используются следующие методы: - словесные: устное изложение, беседа, словесные игры; - наглядные: показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и др.; - работа в тетрадях по образцу; - практические: тренинги: на определение количества звуков в слове; на местонахождение звука в слове; на развитие логического мышления; ассоциативные тренинги; на развитие грамотной речи; - тесты: на степень психосоциальной зрелости, на понятийное мышление, на воображение, на логическое мышление, на внимание; - ориентировка на плоскости; - выполнение арифметических действий; - воспроизводство мнемотаблиц; - графические диктанты; - составление звуко-буквенных схем; - штриховки; - работа с палочками Кюизенера. Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии: - игровые - ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; - информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; - технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Численный состав группы – до 9 человек. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего за учебный год – 140 академических часа (по 46,5 ак.часа на каждое 4 направление). Продолжительность занятия (академического часа) – 30 минут, с установленными перерывами в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41. Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: - он физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; - знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы Предметные результаты Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; писать печатные и прописные буквы, выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении. 5 Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности); толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества). В течение курса осуществляется контроль за усвоением материала: Предварительный контроль – имеет диагностические задачи и осуществляется на первом занятии. Цель – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения, навыки. Предварительная диагностика уровня обученности важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Текущий контроль – систематическая проверка и оценка образовательных результатов по конкретным темам на отдельных занятиях. Такой контроль происходит на каждом занятии в форме опроса выполнения заданий, взаимодействия обучающихся в парах, самоконтроля обучающихся и т.д. Итоговый контроль – проводится на последнем занятии. Предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям. Общая характеристика программы Основные положения программы. Подготовка к школе носит развивающий характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий. Программа «Подготовка к школе» состоит из следующих направлений: «Азбука» (знакомство с буквами, обучение чтению) нацелена на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Курс обучает чтению и обучению письма; расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о 6 предметах, облегчающих труд взрослых на производстве; расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи. «Математика». Понятие части и целого. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Решение простейших примеров на сложение и вычитание. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. «Развитие речи и подготовка руки к письму». Слушание рассказов и сказок. Пересказ по опорным иллюстрациям. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Освоение графических элементов. Обучение написанию печатных букв с целью подготовки к письму. Тематическое планирование «Азбука» - 46,5 академических часов Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема Выделение первого звука в слове. Буква А. Выделение первого звука в слове. Буква О. Выделение второго и третьего звука в слове. Буква У. Звуки гласные и согласные. Буква Ы. Буква Э. Твердые и мягкие согласные. Буква М. Твердые и мягкие согласные. Буква М. Понятие слога. Буква Р. Буква Н. Буква Л. Буква И. Буква К. Буква Г. Буква С. Буква З. Буква Т. Буква Д. Буква Б. Буква П. Буква Ж. Кол-во ак.часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Буква Ш. Второй закон чтения. Буква Ш. Соблюдаем нормы орфоэпии. Сочетание «ШИ». Буква В. Буква Ф. Буква Й. Буква Я. Письмо с буквой Я. Обозначение звуков Й, А буквой Я. Буква Х. Буква Е. Письмо с буквой Е. Обозначение звуков Й, Э буквой Е. Буква Ч. Буква Ю. Письмо с буквой Ю. Обозначение звуков Й, У буквой Ю. Буква Ё. Письмо с буквой Ё. Обозначение звуков Й, О буквой Ё. Буква Щ. Буква Ц. Соблюдаем нормы орфоэпии. Чтение сочетаний «ЦИ» и «ЦЕ». Чтение слов без разделения на слоги. Чтение слов без разделения на слоги. Стечение двух согласных (закрепление). Буква Ь. Буква Ъ. Чтение слов без разделения на слоги. Повторение пройденного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 46,5 1 1,5 Тематическое планирование «Математика» - 46,5 академических часов Учебно-тематический план № Тема п/п 1 Часть и целое 2 Часть и целое. Что означает знак «=». Палочки Кюизенера: Сказка о палочках. 3 Сложение. Что означает знак «+» 4 Сложение. Переместительный закон. Палочки Кюизенера: «Заборчики». 5 Сложение. Определение части и целого. Палочки Кюизенера: «Змейка». 6 Понятия «слева», «справа» 7 Число, как количество. Палочки Кюизенера: «У кого больше». 8 Число, как результат измерения 9 Вычислительный прием «+1». Палочки Кюизенера: «Разноцветные вагончики». Кол-во ак.часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Вычислительный прием «+1». Образование последующего числа. Вычислительный прием «+1». Переместительный закон сложения. Вычислительный прием «+1». Сложение с нулем. Вычислительный прием «+2». Палочки Кюизенера: «Столбики». Вычислительный прием «2+». Определение сторон «право», «лево» у живых существ. Вычитание. Палочки Кюизенера: «Строительство домов» Вычислительный прием «-1». Вычитание нуля. Палочки Кюизенера: «Ёлка» Вычислительный прием «-2». Вычислительный прием «+3». Палочки Кюизенера: «Бусы». Вычислительный прием «-3». Вычислительный прием «-3». Понятие «больше-меньше» по количеству. Состав числа 3. Палочки Кюизенера: «Число 3». Числа-соседи. Состав числа 4. Палочки Кюизенера: «Число 4». Состав числа 4. Прибавление числа 4 из любого числа. Состав числа 5. Палочки Кюизенера: «Дорога к дому» Состав числа 5. Число 5 в составе других чисел. Четные числа-соседи. Палочки Кюизенера: «Дачный поселок» Состав числа 6. Состав числа 6. Палочки Кюизенера: «Слоненок» Состав числа 7. Состав числа 7. Палочки Кюизенера: «Число 7» Сложение и вычитание одинаковых чисел. Палочки Кюизенера: «Новоселье» Состав числа 8. Состав числа 8. Палочки Кюизенера: «Число 8» Состав числа 9. Состав числа 9. Палочки Кюизенера: «Число 9» Состав числа 10. Состав числа 10. Решение примеров. Повторение состава чисел 3,4,5. Решение примеров. Повторение состава чисел 6,7,8. Решение примеров. Повторение состава чисел 9,10. Решение логических задачек. Палочки Кюизенера: «Море волнуется раз». Повторение пройденного материала, закрепление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 Всего: 46,5 Тематическое планирование «Развитие речи и подготовка руки к письму» - 46,5 академических часов Учебно-тематический план № Тема Кол-во п/п ак.часов 1 «День рождения». Картинки-помощники. Рассказ о празднике «День 1 9 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 рождения». Пишем букву А, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Ёжик». Учимся рассказывать о прогулке в лесу. Пишем буквы О, У, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Забавное происшествие». Учимся слушать сказку и пересказывать, отвечать на вопросы. Пишем буквы Ы, Э, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Как Витя котёнка спас». Обсуждение рассказа, ответы на вопросы. Пишем букву М, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Кот и рыбки». Учимся слушать, пересказывать. Пишем букву Р, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Летающая шляпа». Учимся слушать, рассказывать, сочинять свою историю. Пишем буквы Н,Л, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Летняя прогулка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на вопросы. Пишем буквы И, К, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Непослушный козлик». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Г, С, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Неудачный обед». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву З, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Поющий жучок». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Т, Д, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Удачная рыбалка». Учимся слушать и пересказывать, отвечать на вопросы. Пишем букву Б, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Удивительная находка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву П, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Хомячок Хома». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Ж, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Вот так стручок!». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Ш, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Пушистая проказница». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 обсуждение. Пишем буквы В, Ф , выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Пернатый воришка». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Й, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Спасенная птица». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Я, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Случай в песочнице». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Х, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Храбрые пчелки». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем букву Е, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. «Храбрая кряква». Слушание, пересказ, ответы на вопросы, обсуждение. Пишем буквы Ч, Ю, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. Слушаем рассказ «Огурцы». Выполнение заданий, ответы на вопросы. Пишем букву Ё, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. Сказка «Лиса и волк». Пересказ сказки с опорой на иллюстрации. Пишем буквы Щ, Ц выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. Рассказ «Чему учат в школе?». Обсуждение, ответы на вопросы. Пишем буквы Ь, Ъ, выполняем штриховку, обводим графические элементы и картинки. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 46,5 Учебный план направления «Азбука» Занятие №1. Цель: Диагностировать знание букв алфавита и овладеть выделением первого звука в любом слове русского языка 1. Знакомство. 2. Формировать умение выделять звук [а] из речи. 3. Познакомиться с буквами А, а. Занятие№2. Цель: Сформировать способность хорошо выделять первый согласный звук в любом слове русского языка 1. Формировать умение выделять звук [о] из речи. 2. Познакомиться с буквами О,о. Занятие №3. Цель: Сформировать способность хорошо выделять второй и третий звук в слове. 11 1. Формировать умение выделять звук [у] из речи. 2. Познакомиться с буквами У,у. Занятие №4. Цель: Различать гласные и согласные звуки на основании трех критериев. Правильно употреблять термины «согласные» и «гласные звуки». 1. Формировать умение выделять звук [ы] из речи. 2. Познакомиться с буквой Ы. Занятие №5. Цель: Закрепить артикуляционный критерий для различия гласных и согласных. 1. Формировать умение выделять звук [э] из речи. 2. Познакомиться с буквой Э. Занятия № 6-7. Цель: Ввести понятие твердых и мягких согласных, овладеть способом различения твердых и мягких согласных. 1. Формировать умение выделять звук [м] из речи. 2. Познакомиться с буквой М Занятие №8. Цель: Ввести понятие слога, ввести понятие ударения 1. Формировать умение выделять звук [м] из речи. 2. Познакомиться с буквой Р. Занятие №9. Цель: Изучить букву Н. 1. Формировать умение выделять звук [н] из речи. 2. Познакомиться с буквами Н,н. Занятие №10. Цель: Изучить букву Л. 1. Формировать умение выделять звук [л] из речи. 2. Познакомиться с буквами Л,л. Занятие №11. Цель: Изучить букву И. 1. Формировать умение выделять звук [и] из речи. 2. Познакомиться с буквами И,и. Занятие №12. Цель: Изучить букву К. 1. Формировать умение выделять звук [К] из речи. 2. Познакомиться с буквами К,к. Занятие №13. Цель: Изучить букву Г. 1. Формировать умение выделять звук [Г] из речи. 2. Познакомиться с буквами Г,г. Занятие №14. Цель: Изучить букву С. 12 1. Формировать умение выделять звук [С] из речи. 2. Познакомиться с буквами С,с. Занятие №15. Цель: Изучить букву З. 1. Формировать умение выделять звук [З] из речи. 2. Познакомиться с буквами З,з. Занятие №16. Цель: Изучить букву Т. 1. Формировать умение выделять звук [Т] из речи. 2. Познакомиться с буквами Т,т. Занятие №17. Цель: Изучить букву Д. 1. Формировать умение выделять звук [Д] из речи. 2. Познакомится с буквами Д, д. II часть Занятие №18. Цель: Изучить букву Б. 1. Формировать умение выделять звук [Б] из речи. 2. Познакомиться с буквами Б,б. Занятие №19. Цель: Изучить букву П. 1. Формировать умение выделять звук [П] из речи. 2. Познакомиться с буквами П,п. Занятие №20. Цель: Изучить букву Ж. 1. Формировать умение выделять звук [Ж] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ж,ж. Занятия №№21-22. Цель: Овладеть способом чтения со стечением двух согласных, изучить букву Ш. 1. Познакомиться с буквами Ш, ш. 2. Научиться читать сочетание «ШИ». Занятие №23. Цель: Изучить букву В. 1. Формировать умение выделять звук [В] из речи. 2. Познакомиться с буквами В,в. Занятие №24. Цель: Изучить букву Ф. 1. Формировать умение выделять звук [Ф] из речи. 2. Познакомится с буквами Ф,ф. Занятие №25. 13 Цель: Изучить букву Й. 1. Формировать умение выделять звук [Й] из речи. 2. Познакомиться с буквами Й,й. Занятие №26. Цель: Изучить букву Я. 1. Формировать умение выделять звук [А] из речи. 2. Познакомиться с буквами Я,я. Занятие №27. Цель: Сделать открытие, что у каждой гласной буквы, стоящей после согласной – 2 работы Занятие №28. Цель: Обозначение звуков Й А буквой Я. Вторая работы буквы Я Занятие №29. Цель: Изучить букву Х. 1. Формировать умение выделять звук [Х] из речи. 2. Познакомиться с буквами Х,х. Занятие №30. Цель: Изучение буквы Е. 1. Формировать умение выделять звук [Э] из речи. 2. Познакомиться с буквами Е,е. Занятие №31. Цель: Сделать открытие, что у каждой гласной буквы, стоящей после согласной – 2 работы Занятие №32. Цель: Обозначение звуков Й Э буквой Е. Вторая работы буквы Е III часть Занятие №33. Цель: Изучить букву Ч. 1. Формировать умение выделять звук [Ч] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ч,ч. Занятие №34. Цель: Изучить букву Ю. 1. Формировать умение выделять звук [У] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ю,ю. Занятие №35. Цель: Сделать открытие, что у каждой гласной буквы, стоящей после согласной – 2 работы. Занятие №36. Цель: Обозначение звуков Й У буквой Ю. Вторая работы буквы Ю. 14 Занятие №37. Цель: Изучить букву Ё. 1. Формировать умение выделять звук [О] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ё,ё. Занятие №38. Цель: Сделать открытие, что у каждой гласной буквы, стоящей после согласной – 2 работы. 1. Письмо с буквой Ё. Занятие №39. Цель: Обозначение звуков Й О буквой Ё. Вторая работы буквы Ё. Занятие №40. Цель: Изучить букву Щ. 1. Формировать умение выделять звук [Щ] из речи. 2. Познакомиться с буквами Щ,щ. Занятие №41. Цель: Изучить букву Ц. 1. Формировать умение выделять звук [Ц] из речи. 2. Познакомиться с буквами Ц,ц. Занятие №42. Цель: Научиться соблюдать нормы орфоэпии. 1. Чтение сочетаний Ци и Це Занятие №43. Цель: Чтение слов без разделения на слоги. 1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги. Занятие №44. Цель: Чтение слов без разделения на слоги. 1. Освоить способ чтения слов, не разделенных на слоги. 2. Стечение двух согласных (закрепление). Занятие №45. Цель: Изучить букву Ь. 1. Овладеть способом чтения с буквой Ь. Занятие №46. Цель: Изучить букву Ъ. Чтение слов без разделения на слоги 1. Овладеть способом чтения с буквой Ъ 2. Повторение пройденного материала 3. Проверка техники чтения Учебный план направления «Математика» Занятие №1. Цель: Сформировать понятие части и целого. 15 1. Формировать умение сравнивать предметы. 3. Научиться объединять предметы в группы. Занятие №2. Цель: Закрепить понятие части и целого. Сформирование понятие знака «=». 1. Сравнение количества предметов. 2. Понятие знака «равно» или «не равно». 3. Знакомство с палочками Кюизенера. Занятие №3. Цель: Сформировать понятие сложения, понятие знака «+». 1. Закрепление понятий части и целого. 2. Объяснение сути сложения. Занятие №4. Цель: Сформировать понятие сложения, переместительного закона. 1. Закрепление понятия сложения. 2. Объяснение переместительного закона, составление примеров. 3. Представление о высоте палочек Кюизенера, понятие «высокий», «низкий», составление простых примеров на сложение с помощью палочек. Занятие №5. Цель: Сформировать понятие сложения, научиться определять часть и целое. 1. Закрепление понятия сложения. 2. Определение частей и целого. 3. Составление целого из отдельных предметов (палочек). Понятия «один», «много», «длинный», «короткий». Занятие №6. Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа». 1. Игра «Вправо или влево?» 2. Определение где «право», «лево» у живых существ. Занятие №7. Цель: Сформировать понятие числа, счета. 1. Счет однородных предметов 2. Составление геометрической фигуры «треугольник»; составление фигур из палочек, сравнение их. Занятие №8. Цель: Сформировать понятие «величина». 1. Выполнение задания на измерение предметов. Занятие №9. Цель: Сформировать понятие последующего числа. 1. Изучение двух способов определения последующего числа. 2. На примере разноцветных вагончиков из палочек Кюизенера закрепление понятия последующего числа. Сравнение предметов по длине; определение в каком поезде больше вагонов. Занятие №10. 16 Цель: Научиться определять последующее число. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 1. Занятие №11. Цель: Закрепить понятие переместительного закона сложения. 1. Решение примеров с переместительным законом сложения. 2. Повторение правила. Занятие №12. Цель: Сформировать навык сложения с нулем. 1. Правило сложения с нулем. 2. Решение примеров. Занятие №13. Цель: Сформировать навык прибавления числа 2. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 2. 3. Классификация предметов по высоте. Понятия «выше», «ниже», «одинаковые» по высоте. Прибавление числа 2 с использованием палочек Кюизенера. Занятие №14 Цель: Сформировать понятие «слева» и «справа». Сформировать навык прибавления числа 2. 4. Игра «Вправо или влево?» 5. Правило определения сторон «право», «лево». Занятие №15 Цель: Сформировать понятие вычитания, понятие знака «-». 1. Закрепление понятий части и целого. 2. Объяснение сути вычитания. 3. Строительство из палочек домов. Сравнение предметов по высоте. Вычитание с использованием палочек Кюизенера. Занятие №16 Цель: Сформировать навык вычитания числа 1. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Сформировать навык определения предыдущего числа. 3. Изучить правило вычитания числа 1. Занятие №17 Цель: Сформировать навык вычитания с нулем. 1. Правило вычитания нуля. 2. Решение примеров. 3. Упражнение детей в определении длины предмета, используя прием наложения. Занятие №18 Цель: Сформировать навык вычитания числа 2. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 17 2. Изучить правило вычитания числа 2. Занятие №19. Цель: Сформировать навык прибавления числа 3. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило прибавления числа 3. 3. Прибавление числа 3 с использованием палочек Кюизенера. Занятие №20 Цель: Сформировать навык вычитания числа 3. 1. Сформировать навык определения числового отрезка числовым выражением. 2. Изучить правило вычитания числа 3. Занятие №21 Цель: Закрепить навык вычитания числа 3. Сформировать понятие «Больше-меньше» по количеству. 1. Изучить правило вычитания числа 3. 2. Научиться определять «Больше-меньше» по количеству. Занятие №22 Цель: Сформировать понятие состава числа 3. 1. Научиться сравнивать числа. 2. Решение примеров на состав числа 3. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 3, счёт в пределах 3. Занятие №23 Цель: Сформировать понятие чисел-соседей. 1. Изучить вычитание меньшего числа из большего. 2. Закрепить вычислительные приемы +1,+2,+3, -1,-2,-3. Занятие №24 Цель: Сформировать понятие состава числа 4. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 4. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 4, счёт в пределах 4. Занятие №25 Цель: Сформировать понятие состава числа 4. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 4. Занятие №26. Цель: Сформировать навык прибавления и вычитания числа 4 из любого числа. 1. Решение примеров с помощью числовой прямой. 18 2. Решение примеров. Занятие №27. Цель: Сформировать понятие состава числа 5. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 5. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 5, счёт в пределах 5. Занятие №28. Цель: Сформировать понятие состава числа 5. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 5. Занятие №29. Цель: Сформировать навык выделения числа 5 из состава других чисел. 1. Решение примеров на выделение числа 5 из состава других чисел Занятие №30. Цель: Сформировать понятие четных чисел-соседей. 1. Изучить правило четных чисел. 2. Примеры на определение четных чисел-соседей. 3. Работа с палочками по словесной инструкции. Занятие №31. Цель: Сформировать понятие состава числа 6. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 6. Занятие №32. Цель: Сформировать понятие состава числа 6. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 6. 3. Создание образа слоненка из заданных палочек, сравнение предметов, ориентирование в пространстве. Занятие №33. Цель: Сформировать понятие состава числа 7. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 7. Занятие №34. Цель: Сформировать понятие состава числа 7. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 7. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 7, счёт в пределах 7. 19 Занятие №35. Цель: Сформировать навык сложения и вычитания одинаковых чисел. 1. Определение на числовой прямой одинаковых частей чисел. 2. Решение примеров. 3. Работа с палочками разной длины. Выполнение словесной инструкции. Занятие №36. Цель: Сформировать понятие состава числа 8. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 8. Занятие №37. Цель: Сформировать понятие состава числа 8. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 8. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 8, счёт в пределах 8. Занятие №38. Цель: Сформировать понятие состава числа 9. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 9. Занятие №39. Цель: Сформировать понятие состава числа 9. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 9. 3. Работа с палочками Кюизенера разного цвета. Составление из них числа 9, счёт в пределах 9. Занятие №40. Цель: Сформировать понятие состава числа 10. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 10. Занятие №41. Цель: Сформировать понятие состава числа 10. 1. Сравнение чисел. 2. Решение примеров на состав числа 10. Занятие №42. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторить состав числа 3,4, 5. 2. Решение примеров. Занятие №43. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторить состав числа 6,7, 8. 20 2. Решение примеров. Занятие №44. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторить состав числа 9,10. 2. Решение примеров. Занятие №45. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. Развитие логического мышления. 1. Решение логических задачек. 2. Работа по заданному алгоритму, выполнение словесной инструкции, закрепление навыков измерительной деятельности. Занятие №46. Цель: Повторение и закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание. 1. Повторение пройденного материала, закрепление. 2. Рисуем по клеточкам. 3. Решение примеров и логических задачек. Учебный план направления «Развитие речи и подготовка руки к письму» Занятие №1. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «День рождения». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №2. Цель: Научиться писать букву А. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы А печатными буквами. Занятие №3. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Ёжик». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №4. Цель: Научиться писать буквы О, У. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв О, У печатными буквами. Занятие №5. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Забавное происшествие». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. 21 Занятие №6. Цель: Научиться писать буквы Ы, Э. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ы, Э печатными буквами. Занятие №7. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Как Витя котенка спас». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №8. Цель: Научиться писать букву М. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы М печатными буквами. Занятие №9. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Кот и рыбки». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №10. Цель: Научиться писать букву Р. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Р печатными буквами. Занятие №11. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Летающая шляпа». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №12. Цель: Научиться писать буквы Н, Л. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Н, Л печатными буквами. Занятие №13. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Летняя прогулка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №14. Цель: Научиться писать буквы И,К. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 22 2. Письмо букв И,К печатными буквами. Занятие №15. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Непослушный козлик». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №16. Цель: Научиться писать буквы Г, С. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Г, С печатными буквами. Занятие №17. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Неудачный обед». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №18. Цель: Научиться писать букву З. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы З печатными буквами. Занятие №19. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Поющий жучок». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №20. Цель: Научиться писать буквы Т, Д. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Т,Д печатными буквами. Занятие №21. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Удачная рыбалка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №22. Цель: Научиться писать букву Б. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Б печатными буквами. Занятие №23. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Удивительная находка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 23 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №24. Цель: Научиться писать букву П. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы П печатными буквами. Занятие №25. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Хомячок Хома». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №26. Цель: Научиться писать букву Ж. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Ж печатными буквами. Занятие №27. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Вот так стручок!». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №28. Цель: Научиться писать букву Ш. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Ш печатными буквами. Занятие №29. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Пушистая проказница». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №30. Цель: Научиться писать буквы В, Ф. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв В, Ф печатными буквами. Занятие №31. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Пернатый воришка». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №32. Цель: Научиться писать букву Й. 24 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Й печатными буквами. Занятие №33. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Спасенная птица». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №34. Цель: Научиться писать букву Я. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Я печатными буквами. Занятие №35. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Случай в песочнице». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №36. Цель: Научиться писать букву Х. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Х печатными буквами. Занятие №37. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Храбрые пчелки». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №38. Цель: Научиться писать букву Е. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Е печатными буквами. Занятие №39. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Храбрая кряква». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №40. Цель: Научиться писать буквы Ч, Ю. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ч, Ю печатными буквами. Занятие №41. 25 Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание рассказа «Огурцы». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №42. Цель: Научиться писать букву Ё. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо буквы Ё печатными буквами. Занятие №43. Цель: Сформировать умение составлять пересказ текста по опорным рисункам. 1. Слушание сказки «Лиса и волк». 2. Беседа, ответы на вопросы. 3. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки-помощники. Занятие №44. Цель: Научиться писать буквы Щ, Ц. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Щ, Ц печатными буквами. Занятие №45. Цель: Слушание рассказа «Чему учат в школе?». 1. Обсуждение, ответы на вопросы. 2. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки - помощники Занятие №46. Цель: Научиться писать буквы Ь, Ъ. 1. Выполнение штриховок, обводка графических элементов. 2. Письмо букв Ь, Ъ печатными буквами. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только положительно. Материально-техническое обеспечение учебного предмета 1. Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв). Наборы сюжетных (предметных) картинок. Словари по русскому языку: толковый словарь. Альбом-игра «Волшебные дорожки» для палочек Кюизенера. 2. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Палочки Кюизенера. 26 3. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы. 4. Оборудование класса Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Литература «Азбука», методики интенсивного обучения О.В.Лысенко в 3 частях; «Счет в пределах 10 без помощи пальцев», методики интенсивного обучения О.В.Лысенко; «Я учусь пересказывать» Н.Э. Теремкова в 3 частях. – Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014; «85 уроков для обучения письму» Т.А. Воробева. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2019 – 128 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»); «Готовим руку к письму», рабочая тетрадь. – Изд. «Росмэн», 2018. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова 27